КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 2

Олег Михайлович Рапов считал, что оно возникло в результате Русско-византийской войны 1116 г. Имея в виду, что поставление митрополита Илариона главой Русской церкви (1051/1052 г.) было следствием стремления Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019–1054 гг.) к большей самостоятельности Киевской митрополии, а также принимая во внимание наречение родившегося в 1030/1031 г. сына Ярослава христианским именем Андрей (см. Всеволод (Андрей) Ярославич), Игорь Сергеевич Чикуров предположил, что предание о хождении апостола Андрея на Русь стало формироваться уже в 1030 гг. как идейно-политическое обоснование самостоятельности Киевской кафедры по отношению к Константинопольскому патриархату. По мнению Алексея Алексеевича Гиппиуса, поддержанному Антоном Михайловичем Введенским, легенда об апостоле Андрее была вставлена в летопись составителем первой редакции «Повести временных лет…» в начале XII в. Таким образом, создание «Сказания» на русской почве исследователям приходится датировать максимально широко: серединой XI в. – началом XII в. О крещении военных дружин русов («росов») во время их нападений на Южное и Северное Причерноморье (конец VIII в. – первая половина IX в.) рассказывается в «Житии Георгия Амастридского», сохранившемся в единственном списке X в., и в «Житии Стефана Сурожского», первоначальный текст которого был создан в VIII в. (см. подробнее в статьях Бравлин, князь; Стефан, святитель Сурожский). Степень достоверности их сведений о христианизации Руси остаётся дискуссионной. Ряд исследователей предполагают, что эти сведения в «Житии святителя Георгия» – позднейшая интерполяция; упоминание русского войска во главе с Новгородским князем Бравлином есть только в русском варианте «Жития святого Стефана» XIV в., а рассказ о нападении на Сурож и о последующем чуде появился, как полагают исследователи, на стадии редактирования памятника в конце X в. О том, что уже в данный период среди восточных славян были христиане, свидетельствует сообщение Ибн Хордадбеха (около 820 – около 890 гг.) – арабского учёного, автора географического труда «Книга путей и стран» (в ней содержится рассказ о товарах и маршрутах древнерусских купцов, которых автор считает «разновидностью славян»; при этом отмечается, что они называли себя христианами и платили на территории халифата подушную подать (джизью) как иноверцы). Данное сообщение исследователи относят к 830–840 гг. С масштабным походом русов на столицу Византийской империи, который состоялся летом 860 г., принято связывать так называемое первое Крещение Руси. Окрестности Константинополя подверглись жестокому разграблению. Свидетелем этого нападения стал патриарх Фотий I (858–867, 877–886 гг.), который описал его в гомилиях «На нашествие росов». Для защиты города вдоль его стен был организован крестный ход с облачением Богородицы. Русы отступили, а через некоторое время, согласно хронике «Продолжателя Феофана» (около 950 г.), от них прибыло посольство с просьбой о крещении. О факте крещения русов в «Окружном послании» (866/867 г.), обращённом к восточным патриархам, Фотий I свидетельствует, что они «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», поставив себя «в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего разбоя и великого дерзновения против нас».

 



 
PR-CY.ru