КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 5

О крещении Ольги, «королевы ругов», в Константинополе сообщается также в анонимном «Продолжении хроники Регинона Прюмского» (последняя треть X в.). Такое единодушие источников ставит под сомнение гипотезу о том, что Ольга крестилась в Киеве и прибыла в столицу Византии уже христианкой (Евгений Евстигнеевич Голубинский, Георгий Александрович Острогорский, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Людольф Мюллер, Герхард Подскальски). Вопреки мнению ряда исследователей, что Ольга посетила Константинополь дважды (Геннадий Григорьевич Литаврин, В.А. Водов, Анджей (Андрей Витольдович) Поппе), источники сообщают только об одной её поездке. Поэтому у исследователей есть основания полагать, что во время этого визита она и приняла христианство (Александр Васильевич Назаренко, Алексей Юрьевич Карпов). «Повесть временных лет…» относит пребывание Ольги в Константинополе к 6463 (955) г., та же дата высчитывается на основании свидетельства Иакова Мниха в «Памяти и похвале князю Владимиру» (вторая половина XI в.), что после крещения Ольга прожила 15 лет и скончалась 11 июля 6477 (969) г. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» («De ceremoniis Aulae Byzantinae»), описывая официальные приёмы Ольги во дворце, писал, что первый из них имел место 9 сентября, в среду, а второй – 18 октября, в воскресенье (год не приводится). В период самостоятельного правления императора Константина VII Багрянородного такое сочетание календарных дат и дней недели приходилось на 946 и 957 гг. Мнения историков, какой год из них считать верным, разделились. Поздняя датировка визита Ольги в Константинополь выглядит более предпочтительной, поскольку она вписывается в событийный ряд собственно русской истории. Деятельность Ольги после смерти князя Игоря, как она описана в «Повести временных лет…» (военные действия против древлян, осада Искоростеня, поход к Новгороду и Пскову), не оставляла ей времени для организации и осуществления поездки в столицу Византии. Убедительную аргументацию в пользу 957 г. высказал А.В. Назаренко, который, между прочим, отметил, что крещение русской княгини в «Новгородской Карамзинской» и «Новгородской Четвёртой» летописях (своды XV в.) отнесено к 6466 г.; в случае, если летописец использовал сентябрьский стиль, то эта дата в точности совпадает со временем пребывания святой Ольги в Константинополе по данным Константина VII Багрянородного – сентябрь–октябрь 957 г. 14 сентября отмечается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, связанный с памятью о святой императрице Елене (имя Елена носила супруга Константина VII Багрянородного). Поэтому, вероятно, оно стало крестильным именем русской княгини. В связи с тем, что в «Житии святой Ольги» особое место занимает тема перенесения ею креста из Константинополя на Русь, А.Ю. Карпов выдвинул гипотезу о том, что именно 14 сентября (13 сентября в 957 г. приходилось на воскресенье) стало днём крещения святой Ольги. Согласно «Повести временных лет…», после возвращения в Киев княгиня пыталась побудить принять христианство своего сына Киевского князя Святослава Игоревича.

 



 
PR-CY.ru