КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 8

Он последовательно выслушал проповедников от мусульман из Волжской Булгарии («болъгары веры Бохъмиче»), латинян («немьци от Рима») и иудеев («жидове козарьстии»), а затем принял посланного греками «философа» («Полное собрание русских летописей», том 1), который изложил князю историю человеческого рода от сотворения мира до момента Сошествия на апостолов Святого Духа, дополнив повествование кратким рассказом о грядущем конце света и Страшном Суде. Владимир благосклонно принял греческого миссионера, почтил его многими дарами и отпустил. Однако при этом князь решил повременить с окончательным выбором, желая побольше узнать обо всех верах. Для этого к булгарам-мусульманам, немцам-латинянам и православным грекам направили посольство в составе десяти человек с целью оценить красоту церковной обрядности. Больше всего посланцев Руси впечатлила служба в греческой церкви: «Не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли» («Полное собрание русских летописей», том 1). Дополнительным доводом в пользу решения князя Владимира принять восточное христианство стало суждение бояр, которые обратили его внимание на то, что, если бы плох был «закон гречьский», не приняла бы его княгиня Ольга. Данный летописный рассказ, именуемый в историографии «Сказанием об испытании вер», исследователи интерпретируют по-разному. Одни считают, что «Сказание...» представляет собой откровенный вымысел (Михаил Дмитриевич Присёлков, Сергей Владимирович Бахрушин, Олег Михайлович Рапов и др.), другие полагают, что оно до некоторой степени отражает историческую действительность (Владимир Васильевич Мавродин, Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Владимир Яковлевич Петрухин, Александр Васильевич Назаренко и др.). Аргументом в пользу последнего мнения может служить сообщение арабского учёного аль-Марвази (конец XI – начало XII вв.) о посольстве, которое отправил к хорезмшаху правитель Руси, носивший титул буладмира. Исследователи предполагают, что указанный титул является переосмыслением имени Владимир, а посольство, отправленное, согласно «Повести временных лет…», в Булгар, уже оттуда проследовало на восток – в Хорезм. Сообщение о приходе к князю Владимиру немецких проповедников может иметь в виду посольство германского императора Оттона II (973–983 гг.), которое предположительно посетило Русь около 983 г. По мнению А.В. Назаренко, «Сказание...» является литературным осмыслением «той активной внешней политики Владимира Святославича на западе, северо-востоке и юге от русских границ, которая предшествовала крещению князя и во многом обусловила его». Рассказ «Повести временных лет…» о Крещении Руси, получивший в историографии название «Корсунская легенда», читается под 6496 (988) г. Согласно его сведениям, Владимир совершил военный поход на византийский город Херсонес (в русских источниках – Корсунь) в Крыму, осадил его и через некоторое время принудил к сдаче благодаря предательству некоего Настаса Корсунянина. Сразу после этого Киевский князь отправил посольство к византийскому императору Василию II Болгаробойце и его соправителю Константину VIII с требованием под угрозой захвата Константинополя выдать за него царевну Анну. Греческие цари указали правителю Руси, что такой брак возможен только в случае принятия им христианства.

 



 
PR-CY.ru