КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 7

Между тем древнерусские источники такими сведениями не располагают. Согласно «Повести временных лет…», Святослав, хотя и осуждал желавших принять крещение, однако же прямо не запрещал креститься («Полное собрание русских летописей», том 1). Политику Киевского князя Ярополка Святославича (972–978 гг.), старшего сына Святослава, исследователи нередко называют прохристианской (Макарий (Булгаков), Евгений Евстигнеевич Голубинский, Антон Владимирович Карташёв и др.). Эта оценка, в основном, базируется на показаниях поздних источников (XVI–XVIII вв.). «Никоновская летопись» под 978/979 г. рассказывает о приходе к Ярополку послов «из Рима от папы» («Полное собрание русских летописей», том 9). Исследователи полагают, что это сообщение может быть отголоском русско-немецкого союза 1070 гг., результатом которого стал брачный союз Ярополка с внучкой Оттона I и появление на Руси немецких миссионеров (А.В. Назаренко). В.Н. Татищев, опираясь на так называемую Иоакимовскую летопись (вероятнее всего, как полагают исследователи, произведение первой половины XVIII в.), характеризовал Ярополка как кроткого, милостивого и любящего христиан князя, что стало причиной его непопулярности в дружинной среде и в конечном счёте привело к поражению в войне с братом Владимиром Святославичем. В «Пискаревском летописце» начала XVII в. говорится: «Бысть княжения Ярополча 50 лет, а во крещении княжив 17» («Полное собрание русских летописей», том 24). Однако это сообщение противоречит сообщению «Повести временных лет…» под 1044 г. о том, что по распоряжению Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича останки Ярополка были выкопаны и крещены, что не потребовалось бы, будь Ярополк христианином. Принятие Русью христианства в качестве государственной религии связано с именем святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира (Василия) Святославича (978–1015 гг.), взошедшего на киевский стол в результате вооружённого конфликта со своим старшим братом Ярополком. События Крещения Руси конца X в. нашли отражение в древнерусских и зарубежных источниках. К первым могут быть отнесены статьи 6494–6496 (986–988) гг. «Повести временных лет…»: «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (вторая половина XI в.), «Слово о законе и благодати» Илариона, митрополита Киевского (не раньше 1037 г., не позже 1050 г.), анонимное «Житие святого Владимира» («Обычное житие») в «Пространной» и «Краткой» редакциях, проложное «Житие святого Владимира», читаемое под 15 июля (как полагают исследователи, третья четверть XII в.), и некоторые др. Вторую группу (зарубежные источники) составляют сообщения арабских авторов Яхьи Антиохийского (ум. около 1066 г.) и Абу Шуджи ар-Рудравари (ум. в конце XI в.), свидетельства византийцев Иоанна Скилицы (конец XI – начало XII вв.) и Иоанна Зонары (первая половина XII в.), сведения армянского историка Степаноса Таронеци (Асолика; рубеж X и XI вв.). Согласно рассказу «Повести временных лет…», после победоносного похода на волжских булгар, сообщение о котором читается под 6493 (985) г., князь Владимир начал поиски новой веры.

 



 
PR-CY.ru