КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ – принятие христианства в качестве официальной религии в Древнерусском государстве (см. Древня Русь) в 987–989 гг.; в более широком смысле понятие включает также и начальные этапы христианизации населения Руси в предшествующие годы. События, связанные с Крещением Руси, нашли отражение в древнерусских, византийских, арабских и западноевропейских источниках, комплексное изучение которых позволяет исследователям восстановить общую картину проникновения и утверждения христианства на территории Восточной Европы, в частности на Руси. «Сказание», приведённое в «Повести временных лет…» и в пространной редакции «Пролога» под 30 ноября («Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь»), связывает принятие христианства на будущие территории Руси с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно летописи (послужившей источником для проложной версии), апостол Андрей Первозванный, прибыв в Корсунь (Херсонес) из Синопы, решил отправиться в Рим, следуя вверх по течению Днепра. По пути он благословил место будущего Киева, воздвиг крест, затем отправился на землю словен, на место будущего Новгорода, откуда отбыл в Рим, а оттуда – в Синопу («Полное собрание русских летописей», том 1). В основе этого «Сказания» лежит представление о том, что апостольским уделом апостола Андрея Первозванного была Скифия. Это предание окончательно оформилось в Византии в первой половине IX в. во многом благодаря «Житию апостола Андрея», написанному монахом Епифанием (между 815 и 843 гг.). Основываясь на этом памятнике агиографии, Никита Давид Пафлагон (конце IX – начало X вв.) в панегирике Андрею писал: «Ты подчинил Евангелию все северные области и всё побережье Понта силой мудрого слова и разума, силой знамений и чудес. Повсюду ты поставил жертвенники, священников и иерархов для верующих». «Сказание» о посещении апостолом Андреем Первозванным Руси в «Повести временных лет…» носит вставной характер. Оно противоречит сообщению летописной статьи 6491 (983) г., что в своей истории Русь не знала апостольской проповеди: «Аще бо и телом апостоли суть зде не были, но учения ихъ яко трубы гласять по вселении» («Полное собрание русских летописей», том 2). Об этом говорится и в рассказе о крещении киевлян под 6496 (988) г.: «...Яко сде (на Русской земле) не суть ученья апостольска» («Полное собрание русских летописей», том 1). Киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» (середина XI в.) также отрицает присутствие опыта апостольской традиции на Руси, как и преподобный Нестор в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (конец XI – начало XII вв.). Время возникновения и включения «Сказания» в летопись исследователи определяют по-разному. Согласно Алексею Александровичу Шахматову, «Сказание» отсутствовало в «Начальном своде» конца XI в. и было впервые включено в летопись составителем «Повести временных лет…». По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва и Арсения Николаевича Насонова, это произошло в конце XI в. или в начале XII в. в редакции «Повести временных лет…», связанной с семьёй князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, согласно Людольфу Мюллеру – «не позднее 1116 г.».

 



 
PR-CY.ru