КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 4

Исследователи полагают, что отголоском участия патриарха Фотия I в деле христианского просвещения Руси является свидетельство в заглавии «Устава князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных» (XI–XII вв.): упоминается о том, что Владимир «усприял есмь крещение святое от… Фотея патриарха». Исследователи полагают, что уже начавшаяся христианизация Руси замедлилась после захвата Киева в 882 г. (согласно условной летописной хронологии) князем Олегом, который приказал убить Аскольда и Дира. Договоры Руси с Византией 907 и 911 гг. показывают, что в период правления Олега христиане не играли на Руси существенной роли. В 907 г. мир заключали русь-язычники, которые вместе с князем клялись собственным оружием и «Перуном богом своим и Волосом скотем богом» («Полное собрание русских летописей», том 1). В тексте договора 911 г. языческая русь последовательно противопоставляется «христианам», т.е. греческой стороне («любовь бывшую межи хрестьяны и Русью», «аще убьет или хрестьанина русин или хрестьянин русина» и др.). Однако говорить о «языческой реакции» после завоевания Олегом Киева, а тем более о гонениях на христиан у исследователей нет серьёзных оснований. Несмотря на то, что и Олег, и его преемник на киевском столе Игорь (не раньше 911 г. – около 945 г.) были язычниками, христианство продолжало укореняться на территории Руси. Об этом свидетельствует русско-византийский договор 944 г. В отличие от договора 911 г. он предусматривал две формы принесения клятвы: языческую, которую давали князь Игорь и часть знати, присягая на оружии и золоте перед идолом Перуна, и христианскую, которую приносила «крещёная русь» в соборной церкви пророка Илии в Киеве. Высказывалось мнение, что местоположение Илиинской церкви, упоминаемой в договоре 944 г., определено летописцем ошибочно: на самом деле христианская русь должна была присягать в Константинополе, в дворцовой церкви святого Илии (Ян Малингуди, Алексей Петрович Толочко). Между тем эта гипотеза не имеет подтверждения в источниках и противоречит недвусмысленному указанию «Повести временных лет…» на то, что клятву приносили в присутствии византийских послов, прибывших в Киев. Свидетельством усиления позиций христианства на Руси в середине X в. может служить факт крещения равноапостольной княгини Ольги (не раньше 944 г. – около 961/962 г.), которая после смерти супруга, князя Игоря, а также пока был малолетним их сын Святослав Игоревич, управляла Древнерусским государством. Согласно «Повести временных лет…», Ольга приняла крещение в Константинополе, который посетила в период царствования «Константина, сына Льва», т.е. императора Константина VII Багрянородного. Летописный рассказ о сватовстве императора к Ольге исследователи называют фольклорной легендой, однако о поездке правительницы Руси в Константинополь и о её крещении сообщают и не зависимые от русского летописания источники. Согласно византийскому хронисту Иоанну Скилице (последняя треть XI в.), «жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта (Игоря), по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещёная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».

 



 
PR-CY.ru