КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Страница 3

Здесь же он сообщает, что русы приняли «у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам». Исследователи отмечают, что 960 гг. были отмечены особыми миссионерскими усилиями Византии в деле распространения христианства на землях славян. К 864 г. относится начало просветительской миссии славянских первоучителей святых Кирилла (Константа Философа; 827–869 гг.) и Мефодия (815–885 гг.) в Великой Моравии, а к 864/865 г. – крещение равноапостольного Болгарского  князя Бориса и его бояр. Согласно «Повести временных лет…», военный поход 860 г. (в летописи он ошибочно, по мнению исследователей, отнесён к 866 г.) на Константинополь возглавили киевские князья Аскольд и Дир. Исследователи полагают, что над могилой Аскольда во второй половине XI в. была поставлена церковь во имя Николая Чудотворца. Это дало исследователям основание предположить, что князьям-соправителям принадлежала идея Крещения Руси. «Никоновская летопись» XVI в. сообщает о Крещении Руси при «князи Рустемъ Осколде» («Полное собрание русских летописей», том 9). Впрочем, достоверность этого свидетельства многие исследователи ставят под сомнение. Поздняя византийская традиция приписывает Крещение Руси императору Василию I Македонянину (867–886 гг.) и Константинопольскому патриарху Игнатию (847–858, 867–877 гг.). В «Жизнеописании императора Василия», составленном, по мнению исследователей, в середине X в. его внуком Константином VII Багрянородным, основателю Македонской династии отводится роль просветителя славян. В нём, в частности, сообщается, что «щедрыми раздачами золота, серебра и шёлковых одеяний он (Василий) также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположённого патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу…». Далее же приводится рассказ о чуде с неопалимым Евангелием, когда по просьбе русов проповедник бросил священную книгу в костёр, а после того как пламя погасло, нашёл её невредимой. Это знамение настолько поразило язычников, что они без каких-либо сомнений согласились креститься. Это «второе» обращение русов в христианство исследователи обычно относят ко времени около 874 г. По поводу соотнесения событий «первого» и «второго» крещений в науке нет единого мнения; некоторые исследователи полагают, что эти события были результатом отдельных миссий (Митрофан Васильевич Левченко, Олег Михайлович Рапов, Михаил Вадимович Бибиков). Выдвигалась версия, согласно которой результатом «первого» Крещения стала христианизация некой гипотетической Руси Причерноморской, а результатом «второго» – Киевской Руси (Михаил Сергеевич Грушевский, Владимир Александрович Пархоменко). Более вероятной исследователям всё же представляется точка зрения тех учёных, которые полагают, что Константин VII Багрянородный приписал своему деду Василию I Македонянину и патриарху Игнатию то, что было сделано их предшественниками – Михаилом III и Фотием I (Евгений Евстигнеевич Голубинский, Людольф Мюллер, Александр Васильевич Назаренко).

 



 
PR-CY.ru