КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - Страница 5

Всем мирянам под угрозой церковного наказания надлежало присутствовать на этих проповедях; для присутствовавших предусматривалась частичная индульгенция – временное освобождение от покаяния (в конце XIII в. освобождение давалось на один год и сорок дней). Тем не менее, ряд исследователей ставят под сомнение возможность организовать повсеместное распространение папских посланий и проповедь Крестового похода на приходском уровне. В формировании армии крестоносцев велика была роль народных проповедников. Так, именно благодаря их влиянию на население были организованы поход под руководством Петра Амьенского (1096 г.), Крестовый поход детей (1212 г.), первый поход пастушков (1251 г.). Папы Римские пытались поставить проповедь Крестового похода под свой контроль, назначая перед каждым походом легата, ответственного за проповедь. С 1220 гг. папы активно привлекали для проповеди Крестового похода представителей нищенствующих Орденов (францисканцев и доминиканцев). Примерно в это же время появились специальные руководства, содержащие образцы проповедей; наиболее подробное из них – сочинение «О проповеди святого Креста» («De praedicatione sanctae Crucis») генерального магистра Ордена доминиканцев Гумберта, составленное в 1266–1268 гг. Источниками финансирования Крестовых походов были как частные пожертвования, так и вводившиеся папством специальные налоги на доходы клириков. Накануне четвёртого Крестового похода (1202–1204 гг.) папа Иннокентий III установил налог в размере сороковую часть годового дохода французских клириков. Во время подготовки к пятому Крестовому походу (1217–1221 гг.) все клирики под угрозой отлучения были обязаны пожертвовать на экспедицию двадцатую часть своего трёхлетнего дохода. Размер налоговых выплат мог варьироваться и составлять десятой части годового дохода. В некоторых случаях представители духовенства пытались протестовать против сбора налогов. Европейские правители взимали налоги на Крестовые походы с доходов горожан, а иногда и со всех мирян, в некоторых случаях с доходов клириков. Другими источниками финансирования Крестовых походов были налоги на доходы евреев или средства, полученные в ходе конфискации их имущества, а также штрафы, налагавшиеся церковными и светскими властями в наказание за тяжкие грехи или преступления. Для контроля за сбором налогов папы направляли своих легатов. Сбор денег мог быть возложен на представителей светской власти или членов духовно-рыцарских Орденов, которые занимались также хранением и перевозкой денежных средств. Позднее эти функции стали осуществлять итальянские банки, доставлявшие деньги из местных контор в Апостольскую палату. Папа Григорий X (1271–1276 гг.) разделил весь католический мир на финансово-податные округа; папская курия назначала туда особых сборщиков, в задачу которых входили сбор налогов и распределение полученных средств между организаторами Крестовых походов. Начиная со второго Крестового похода (1147–1149 гг.), военные экспедиции стали более организованными. Их руководители заранее запасались продовольствием, договаривались о перевозках и поставках провианта, воды и фуража. Анархия первых Крестовых походов заставила участников последующих экспедиций выбирать главнокомандующего армией крестоносцев (нередко это была формальность), заключать контракты и определять круг обязанностей каждого. Несмотря на эти меры, в разнородном (в том числе и в этническом отношении) войске крестоносцев никогда не было чёткого плана походов, жёсткой дисциплины, а также полной скоординированности действий между армиями.

 



 
PR-CY.ru