КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - Страница 2

Так, накануне первого Крестового похода затраты, необходимые для участия в экспедиции французского рыцаря, превышали годовой доход его хозяйства в четыре – пять раз. Большую роль в зарождении крестоносного движения сыграл политический фактор. Разложение системы управления, существовавшей в эпоху Каролингов, и рост центробежных тенденций способствовали сосредоточению политической, административной и судебной власти на местах в руках крупных аристократов, опиравшихся на собственные ресурсы. Отсутствие контроля со стороны центральной власти приводило к росту насилия, к военным столкновениям между феодальными кланами. Складывалась новая военная элита – рыцарство, идеология которого оказала большое влияние на формирование крестоносного движения. В условиях милитаризации общества католическая церковь и королевская власть пытались ограничить насилие, поддерживая движения «Божий мир» («pax Dei») с запретами убивать мирных жителей и причинять ущерб клирикам, крестьянам, женщинам и детям и «Божие перемирие» («treuga Dei»), подразумевавшее отказ от военных действий в определённые дни церковного года. Для контроля за соблюдением «Божия мира» и «Божия перемирия», о которых обычно объявлялось на Соборах, а также для охраны церковного имущества привлекались рыцари, в том числе и освобождавшиеся от наказания за насилие. Папство нуждалось в военной силе, способной защищать его интересы во время борьбы за инвеституру с германским императором Генрихом IV (1084–1105 гг.). Папа Римский Григорий VII (1073–1085 гг.) организовал масштабную кампанию по вербовке рыцарей, которые должны были составить папскую армию – так называемое рыцарство святого Петра («militia S. Petri»). Считалось, что наградой за эту службу, воспринимавшуюся как свидетельство верности апостолу, будет его заступничество на Страшном Суде. Таким образом, в XI в. католическая церковь стремилась не только к ограничению насилия, но и к узурпации права на его легитимацию. Итогом этого процесса стало провозглашение первого Крестового похода на Клермонском соборе (1095 г.). Развитию идеи Крестовых походов способствовала внешнеполитическая ситуация в последней трети XI в. Византийская империя переживала период междоусобной борьбы и терпела поражения от печенегов и норманнов. В 1055 г. тюрки-сельджуки захватили Багдад и приступили к завоеванию Малой Азии, Сирии и Палестины. После разгрома войск византийского императора Романа IV Диогена (1068–1071 гг.) султаном Алп-Арсланом (1063–1072 гг.) в битве при Манцикерте (1071 г.) Византия утратила большую часть Малой Азии. В 1073–1074 гг. папа Римский Григорий VII планировал провести военную кампанию, целью которой должно было стать освобождение византийских территорий от тюрок-сельджуков, однако конфликт папы с императором Генрихом IV делал невозможным организацию крупной экспедиции за пределами Европы. Решающее значение в развитии крестоносного движения имел религиозный фактор. Христианское представление о том, что человек лишь странник, чужеземец (peregrinus) на земле, приобрела особую актуальность в эту эпоху. Психологическую почву для Крестовых походов на Восток подготовили паломничества на Святую землю, получившие широкое распространение в XI в. Цель путешествия в земной Иерусалим – обретение небесного Иерусалима, т.е. спасение души. Поскольку с точки зрения средневекового религиозного сознания жизнь человека представляла собой арену борьбы Бога и дьявола, противостояния добродетелей и грехов, решение отправиться в Крестовый поход означало разрыв с грехом. Проповедники говорили о возможности достичь спасения путём покаяния, посетив Святую землю и совершив особые аскетические подвиги. Однако после захвата Иерусалима тюрками-сельджуками (1073 г.) и начавшегося соперничества за город между сельджукскими военачальниками и Фатимидами доступ ко Гробу Господню был затруднён.

 



 
PR-CY.ru