КАМЮ Альбер - Страница 9

Появляющаяся в романе А. Мальро «Удел человеческий» («La сondition humaine», 1933 г.) концепция снятия абсурда в коллективном волевом действии ради общей цели также оказалась близка Альберу Камю и во многом способствовала усилению его интереса к идеям социализма и коммунизма. Начиная с 1933 г. Альбер Камю внимательно читал сочинения русских авторов: Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881 гг.) и Льва Шестова (1866–1938 гг.). Представленные в трактате «Власть ключей» (1915 г.; французский перевод 1929 г.) и других сочинениях рассуждения Льва Шестова о религиозной вере как о целиком «иррациональной» и «абсурдной» оказали серьёзное влияние на формирование отношения Альбера Камю к феномену человеческой религиозности. От Льва Шестова почерпнул также многие сведения об античной и о средневековой христианской мысли; о философии Плотина и Эдмунда Гуссерля. К философии Льва Шестова Альбер Камю обращался впоследствии при написании трактата «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942 г.), в котором вёл полемику с Львом Шестовым как с одним из наиболее ярких представителей религиозного экзистенциализма. О значении для него сочинений Ф.М. Достоевского Альбер Камю в 1955 г. говорил: «Я встретился с произведениями Достоевского, когда мне было двадцать лет, и потрясение, пережитое мною при этой встрече, живо и сегодня, двадцать лет спустя». Наибольшее впечатление произвёл на него роман «Бесы»; объясняя позднее его исключительность в мировой литературе, Альбер Камю отмечал, что «Бесы» – «книга пророческая», поскольку «её герои предвосхищают наш нигилизм..., они выводят на сцену души разорванные и мёртвые, не способные любить и страдающие от этого, жаждущие веры, но не имеющие её. Сегодня именно эти герои наводнили собой наше общество, наш духовный мир». Образ самоубийцы Кириллова, саморазрушительная философия которого с предельной логикой воплощается в жизнь, впоследствии стал предметом особого анализа Альбера Камю в трактате «Миф о Сизифе». Привлекал его и образ Ставрогина, во многих чертах которого Альбер Камю узнавал самого себя. К роману «Бесы» он возвращался на протяжении всей жизни; его последней работой для театра стала адаптация этого сочинения. Хорошо знал Альбер Камю роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», однако к этому произведению его отношение было двойственным: его привлекал образ бунтовщика Ивана (Альбер Камю впоследствии играл Ивана в театральной постановке), но отталкивал предлагаемый Ф.М. Достоевским в качестве «ответа» Ивану образ Алёши Карамазова, с помощью которого, по мнению Альбера Камю, Достоевский искусственно «уничтожал» абсурд, указывая на возможность его преодоления путём христианского смирения и веры в загробную жизнь.

 



 
PR-CY.ru