КАМЮ Альбер - Страница 7

В этой попытке греческий разум стремился подчинить христианскую веру. Альбер Камю рассматривал гнозис как частный случай осуществляемого философскими средствами согласования религиозного разума с религиозным чувством; при этом религиозный пессимизм (находящий своё высшее выражение в центральной для гностицизма проблеме зла) оказывается неразрешимым. В качестве нехристианской попытки предложить гармоничную картину мира в третьей части работы Альбер Камю рассматривал философию Плотина (III в.), которая, по его мнению, не будучи сама по себе христианской, была лишена внутренних противоречий с христианством и потому смогла стать его философской и метафизической основой. В четвёртой части Альбер Камю стремился показать, как соединение философии Плотина с христианской догматикой, осуществлённое Августином Блаженным, оказалось наиболее удачным и последовательным примирением в рамках цельной метафизической системы разума и веры, рациональности и чувства. По мнению Альбера Камю, осуществлённый Августином Блаженным философско-теологический синтез позволил христианству избавиться от конфессиональной узости раввинистического иудаизма и стать объединяющей религией для всего Средиземноморья. История греческого философского разума в его соприкосновении с христианством при этом мыслилось Альбером Камю в качестве перехода от идеи «противоречия» как движущего начала философской мысли к идее «причастности». По его убеждению, христианство радикально трансформировало человеческий разум, сделав его из высшего судьи отражением и причастником Божественного Логоса. В достигнутом единстве философского разума и христианской веры Альбер Камю видел победу надежды над пессимизмом позднего эллинизма, рассматривая эту победу как своеобразное «возрождение» светлого греческого духа благодаря христианству. По мнению исследователей, текст диссертации Альбера Камю убедительно демонстрирует, что нередко предъявляемые ему вплоть до настоящего времени христианскими полемистами упрёки в том, будто его неприятие христианства обусловлено плохим знакомством с христианским вероучением, не выдерживают критики. Более убедительно, по мнению исследователей, выглядит мнение Евгения Петровича Кушкина, согласно которому в середине 1930 гг. Альбер Камю рассматривал религию как один из возможных способов для индивида спастись от абсурда окружающей действительности и тотального пессимизма. В этом смысле диссертация Альбера Камю была его наиболее серьёзной попыткой понять ответ христианства на вопрос о человеческом существовании и его цели. Альберу Камю удалось получить в результате своего исследования в общих чертах верный ответ, однако этот ответ его не устроил и в последующих своих сочинениях Альбер Камю осознанно полемизировал с рядом основополагающих тезисов христианского вероучения. Хотя господствующее положение в круге чтения Альбера Камю в середине 1930 гг. занимали сочинения философов и теологов, он продолжал знакомиться и с французской художественной литературой.

 



 
PR-CY.ru