КАМЮ Альбер - Страница 3

Само первое причастие Альбер Камю описывал как радостный опыт, однако не столько религиозного, сколько экзистенциального характера: во время торжественной церемонии «он впервые ощутил собственную силу, свою неисчерпаемую способность побеждать и жить». Л. Жермен в письме Альберу Камю от 30 апреля 1959 г. вспоминает, как Альбер Камю и его сверстники пришли к нему сияющими и радостными после первого причастия. В этом письме Л. Жермен также свидетельствует, что образование, которое Альбер Камю получал в школе, было целиком светским, вспоминая о том, что старался придерживаться при обучении нейтральной религиозной позиции: «Когда речь заходила о Боге..., я обычно говорил, что некоторые в Него верят, некоторые нет, и что каждый имеет право свободно принимать решение в этом вопросе» (эта религиозная индифферентность, возможно, во многом передалась и юному Альберу Камю). Многие подробности о лицейских годах Альбера Камю исследователям известны из романа «Первый человек», в котором он описывает свои детские приключения и переживания. Учёба в лицее давалась Альберу Камю легко, однако внешние условия были довольно тягостными: его учёбу оплачивали богатые меценаты, с презрением относившиеся к выходцу из рабочего квартала; большинство его товарищей по учёбе были представителями богатых семей алжирской буржуазии, так что общение с ними не могло не привлечь внимание Альбера Камю к проблематике социального неравенства. По настоянию бабушки летние каникулы он был вынужден проводить не отдыхая, а работая (сначала в скобяной лавке, потом у портового маклера); позднее Альбер Камю писал о «безрадостных трудовых каникулах». В последние годы учёбы в лицее Альбер Камю с жадностью впитывал новые веяния французской культуры; внимательно читал популярные литературные произведения того времени, постепенно переходя от дешёвой бульварной литературы к серьёзным романам и повестям Андре Жида (1869–1951 гг.), Мориса Барреса (1862–1923 гг.), Марселя Пруста (1871–1922 гг.) и др. Однако с неменьшей силой его влекли море, солнце, футбол, простые радости молодой жизни. Юный Альбер Камю был заядлым футболистом, вратарём юношеской футбольной команды. В спорте и в прогулках с друзьями он нашёл ту напряжённую жизнь, которой ему недоставало в семье и в лицее; по словам Альбер Камю, командный спорт на практике научил его, что такое моральный долг и совместная борьба ради общей цели. Впоследствии он писал о себе и своих товарищах этого времени: «...Они росли под жгучим неистовым солнцем, с примитивной моралью, которая запрещала, к примеру, воровать и предписывала защищать мать, но не давала ответов на множество вопросов, касающихся женщин, отношений со старшими и т.п.; это были дети, не ведавшие Бога и не ведомые Ему, не способные представить себе потустороннюю жизнь, настолько неисчерпаемой казалась им жизнь земная, подчинённая равнодушным божествам солнца, моря и нищеты». В октябре 1930 г. начался последний год обучения Альбера Камю в лицее; он приступил к занятиям философией. Их вёл незадолго до этого приехавший в Алжир из Парижа молодой преподаватель философии и литературы Жан Гренье (1898–1971 гг.), которому было суждено стать не только наставником Альбера Камю, но и его верным другом на долгие годы.

 



 
PR-CY.ru