КАМЮ Альбер - Страница 2

Семья Альбера Камю была сильно ограничена в средствах, однако, по его собственным словам, он не чувствовал нищеты и не страдал от стеснённых жизненных условий. Свободное от учёбы и домашних обязанностей время он проводил в играх со сверстниками, наиболее популярной из которых был футбол. Исследователи полагают, что именно в детском опыте жизни Альбера Камю берёт начало его представление о простом и в то же время строгом «кодексе чести», который необходимо неукоснительно соблюдать при любых обстоятельствах. Начальное образование Альбер Камю получил в муниципальной школе (école communale), находившейся недалеко от дома; по воспоминаниям одноклассников, он был довольно застенчив и робок, избегал грубых игр и ничем не выделялся среди сверстников. Однако один из его учителей, Луи Жермен, смог разглядеть зачатки таланта в застенчивом ребёнке; он настоял на том, чтобы Альбер Камю продолжил образование в алжирском Большом лицее (впоследствии лицей Бюжо), убедил в необходимости этого семью Альбера Камю и выхлопотал стипендию для оплаты обучения. Впоследствии Альбер Камю в знак благодарности посвятил учителю издание своей Нобелевской речи; сразу после получения Нобелевской премии Альбер Камю писал ему: «Без Вас, без Вашей доброй руки, которую Вы протянули когда-то нищему мальчишке, без Ваших уроков и Вашего примера, ничего бы этого не произошло». Формально вся семья Альбера Камю принадлежала к католической церкви, однако никто не был практикующим христианином; по словам Альбера Камю, в гуще повседневных забот «места для религии почти не оставалось». Вся религия сводилась к суевериям и внешней религиозности, проявлением которой были «четыре обряда», сопровождающие жизнь человека: «крещение, первое причастие, венчание и последнее помазание». Исследователям известно, что Альбер Камю был крещён, однако в детстве «его самого Бог нисколько не интересовал». С первым причастием Альбера Камю связана грустная история, рассказанная им в набросках к роману «Первый человек». Для допуска к причастию требовалось двухлетнее изучение катехизиса; опасаясь, что это помешает поступлению Альбера Камю в лицей, бабушка уговорила священника сократить срок обучения до месяца. Преподававший катехизис священник требовал от учеников, чтобы они стремились дословно затвердить вероучительные формулировки; Альбер Камю, обладавший прекрасной памятью, запоминал всё быстро, поэтому во время ответов других учеников «он мечтал, ротозейничал или строил рожи». Однажды оскорблённый таким поведением священник «вызвал его, поставил перед всеми и... без лишних слов с размаху ударил по щеке». Возможно, именно негативный детский опыт определяющим образом повлиял на формирование у Альбера Камю неприязненного отношения к историческому христианству: на интуитивном уровне христианство оказалось связано для него с пустой и показной обрядностью, навязываемыми малопонятными формулами и лицемерным поведением религиозных людей, от проповеди любви легко переходящих к практическому насилию.

 



 
PR-CY.ru