КАМЮ Альбер - Страница 8

Наиболее созвучными его идеям и настроениям в это время оказались сочинения двух французских писателей: Андре Мальро (1901–1976 гг.) и Анри де Монтерлана (1896–1972 гг.). Ранние произведения А. де Монтерлана, посвящённые описанию фронтовой жизни, связанных с войной переживаний и их значения для человека, вызывали горячий отклик у молодого Альбера Камю, размышлявшего о судьбе своего отца и его поколения. В творчестве А. де Монтерлана 1930 гг. возникает близкий Альберу Камю образ «затравленного путешественника» (voyageur traqué) – человека, странствующего по миру в поисках смысла собственного существования, своего места в становящемся всё более абсурдным мире. В качестве ответа на бессмысленность окружающей действительности А. де Монтерлан в сборнике коротких эссе «Бесполезное служение» («Le service inutile», 1935 г.) предложил идею «доблестного действия», которое «бескорыстно», поскольку человек совершает его не ради общества и не по требованию общества, но ради самого себя, ради наиболее полной самореализации, даже в том случае, когда она тождественна самоуничтожению. Исследователи отмечают, что обсуждая эту концепцию в дневнике, Альбер Камю отмечал её привлекательность, но в то же время формулировал собственную позицию иначе: «Меня привлекает связь между миром и мной..., движение идёт не от меня ко мне, но от мира ко мне и от меня к миру». Из книги А. де Монтерлана Альбер Камю извлекает уроки своеобразного стоицизма; предлагаемые А. де Монтерланом в качестве абсолютных индивидуальных добродетелей человеческие качества (мужество, гордость, прямота, бескорыстие, великодушие, умение презирать низость) принимаются Альбером Камю в качестве средства «спасения» индивида в чуждом ему обществе и творчески осмысляются в его ранних эссе и произведениях «цикла абсурда». Если от А. де Монтерлана Альбер Камю заимствовал многие мотивы, которые впоследствии использовались им при разработке темы «стоического героизма», то сочинения А. Мальро оказались наиболее созвучными размышлениям молодого Альбера Камю о всепоглощающем «абсурде». Повторяя ницшеанское утверждение о «смерти Бога», А. Мальро продолжал его, заявляя в эссе «Искушение Запада» («La tentation de l'Occident», 1926 г.) о «смерти классического человека»: «Для вас абсолютной реальностью был Бог, затем человек, но человек умер вслед за Богом». Абсурд человеческого существования, бессилие человека перед лицом бессмысленности жизни и смерти, экзистенциальные «тревога» и «отчаяние» становятся главными темами романов А. Мальро «Завоеватели» («Les conquérants», 1928 г.) и «Королевская дорога» («La voie royale», 1930 г.), которые были для Альбера Камю своеобразным «путеводителем» в мире абсурда, который во многом под влиянием А. Мальро «предстаёт в его сознании и как трагический разрыв между человеком и миром... и как возмущающая человека нелепость современного социального порядка».

 



 
PR-CY.ru