КАМЮ Альбер - Страница 6

Третий год обучения отводился на написание магистерской диссертации; после её успешного представления выдавался диплом о высшем образовании, обладатель которого мог в дальнейшем сдать экзамены для приобретения права на преподавание, а также продолжить научные занятия с целью получения докторской степени. Альбер Камю рассчитывал, что после защиты диплома он сможет преподавать философию и избавится от необходимости поиска посторонних заработков. Для магистерской диссертации он избрал тему «Христианская метафизика и неоплатонизм» («Métaphysique chrétienne et néoplatonisme», 1936 г.; опубликовано в 1965 г.). Некоторые исследователи видят в этом влияние Ж. Гренье, хотя формально руководителем работы был университетский профессор философии Р. Пуарье; другие считают, что Альбер Камю избрал тему, далёкую от философских интересов Ж. Гренье и Р. Пуарье, намереваясь продемонстрировать собственную философскую самостоятельность. Работа была сдана 8 мая 1936 г.; 25 мая Альбер Камю был извещён, что его работа получила 28 баллов из 40, вследствие чего принято положительное решение о выдаче ему диплома. Невысокое количество баллов свидетельствует о том, что философское содержание работы Альбера Камю не вызвало особого восхищения у его наставников; так, в сохранившемся тексте диссертации есть примечательная пометка Р. Пуарье: «Более писатель, чем философ». Проведённый П.Ж. Аршамбо анализ источников текста диссертации показал, что в тексте присутствует значительное число неоговариваемых заимствований; нередко Альбер Камю от своего имени практически дословно пересказывает исследования других учёных. Например, изложение Альбером Камю взглядов Августина Блаженного сильно зависит от сочинения Этьена Анри Жильсона (1884–1978 гг.)  «Введение в изучение святого Августина» («Introduction а l'étude de saint Augustin», 1929 г.). Вместе с тем работа Альбера Камю помогает исследователям установить степень его знакомства с христианским богословием и вероучением и содержит ряд собственных оценок Альбера Камю, позволяющих исследователям понять его отношение к христианской вере в этот период жизни. В диссертации Альбера Камю исследователи видят взаимосвязь греческой культуры и христианства; она разделена на четыре части, соответствующие «четырём стадиям общей греко-христианской эволюции». В первой части, озаглавленной «Евангельское христианство», Альбер Камю анализирует раннехристианскую литературу (Священное Писание, сочинения Игнатия Богоносца, Климента Александрийского, Тертуллиана Иустина Философа и др.) и антихристианские трактаты Порфирия и Цельса с целью показать новизну и своеобразность христианства в сравнении с различными религиозными и философскими течениями поздней Античности. Альбер Камю считал, что в первоначальном христианстве постоянно взаимодействуют две тенденции: пессимизм, вызванный господством зла в мире и плачевным духовным состоянием как человечества в целом, так и каждого человека, и надежда, источником которой является Иисус Христос как Искупитель и Спаситель. Вторая часть («Гнозис») посвящена исследованию феномена гностицизма, который, по мнению Альбера Камю, стал исторически первой попыткой примирить греческую рациональность с интуитивно-эмоциональным содержанием первоначального христианства.

 



 
PR-CY.ru