КАМЮ Альбер - Страница 38

Ещё более антихристианской, по его мнению, была позиция испанских католических епископов и священников, не только не осуждавших диктатуру Ферроля Франко, но и с одобрением принимавших участие в различных государственных мероприятиях, в том числе и в связанных с репрессиями по отношению к инакомыслящим. В таком поведении Альбер Камю видел измену христианству со стороны тех, кто призваны олицетворять христианство, и заявлял: «Когда испанский епископ благословляет казни по политическим мотивам (exécutions politiques), он перестаёт быть епископом, христианином и вообще человеком; он становится такой же собакой, как тот, кто под прикрытием некой идеологии отдаёт приказ об этом, сам уклоняясь от грязной работы». Призывая всех христиан, и в особенности выступающих от лица христианской церкви её руководителей, прямо обличать любое зло и насилие, Альбер Камю предупреждал, что в случае отказа от этого и выбора пути «компромисса» со злом «христиане продолжат существовать, но христианство умрёт». В католической публицистике наиболее точно положение Альбера Камю по отношению к христианству характеризовал Р.Л. Брюкберже, который в 1940 гг. был его соратником по Сопротивлению. В рецензии на трактат «Бунтующий человек» он хвалил точность, с которой Альбер Камю смог с внеконфессиональных позиций описать духовный кризис Европы и проследить его истоки в богоборчестве и обожествлении человека. С одобрением отзываясь о призывах Альбера Камю к гуманизации и к возвращению человеческой личности её ценности, Р.Л. Брюкберже отмечал, что, справедливо протестуя против насилия в отношении человека, Альбер Камю не предлагает ничего, чем можно было бы обосновать человека как абсолютную ценность; что Альбер Камю верит в то, «что изгнав из общества Бога, можно сохранить в нём человека», – и в этом его главная ошибка, поскольку лишённый Бога человек неизбежно «расчеловечивается». Секулярная этика Альбера Камю, по мнению Р.Л. Брюкберже, является «ностальгией» по христианскому учению о человеке, в котором достоинство и ценность человеческой природы раз и навсегда утверждены фактом Боговоплощения. Как альтернативу предлагаемому в качестве идеала у Альбера Камю образу бунтаря Р.Л. Брюкберже предлагал образ святого – человека, не разрушающего, а преображающего мир в соработничестве с Богом. C православной точки зрения критическую оценку мировоззрению Альбера Камю давал сербский богослов XX в. преподобный Иустин (Попович), который видел средоточие философских исканий Альбера Камю в «до уродства искажённом желании без Бога стать святым» (ср. слова Тарру из романа «Чума»: «Сейчас для меня существует только одна конкретная проблема – возможно ли стать святым без Бога»). По словам Иустина (Поповича), «если бы Камю шире и глубже постиг трагедию человека без Богочеловека, он нашёл бы в себе смирение возопить молитвою к Богу, хотя бы и неведомому». Философия Альбера Камю является, согласно Иустину (Поповичу), показательным примером «философии по человеку», т.е. уклонения мысли от Бога, которое заканчивается «безысходностью, отчаянием и сатаническим солипсизмом» и может быть преодолено лишь смиренным сознанием собственного несовершенства и обращением к Богу за помощью в устроении как собственной жизни, так и жизни всего человеческого сообщества.



 
PR-CY.ru