КЛОБУКОВ КАШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Исследователям неизвестно, проводилась ли эта работа, но уже в 1817 г. «за ветхостью» установлены новые стропила, и крыша перекрыта листами железа. Для этих целей иеромонах Нил использовал 1 тыс. руб. из личных средств и деньги из неокладной монастырской суммы. Состав установленного, по мнению исследователей, ещё в XVII в. иконостаса неизвестен. В описании 1764 г. он характеризуется как иконостас «новоманерной... и резной работы», позолоченный, состоявший из местного ряда, праздничного чина, яруса пророков и праотцов. Перед местным рядом находились четыре медные лампады. В 1836 г. были расписаны стены внутри собора и на паперти храма. Никольский храм был преобразован в последней четверти XVII в. в придельную церковь, располагавшуюся в северной части Троицкого собора. Архитектурные особенности придела не отмечены в описи Клобукова Кашинского монастыря 1764 г. Иконостас в это время включал только местный ряд. В ярусе над царскими вратами находились образ «Отечество», два образа архангелов, два – апостолов, иконы Божьей Матери «Троеручица» и «Казанская». К 1823 г. был устроен новый иконостас, вызолоченный позолотчиком из города Осташкова М.В. Печкиным за 800 руб. В начале XX в. иконостас «простой работы», с вызолоченной резьбой был окрашен масляной краской. В 1823 г. каменный пол в приделе был заменён деревянным. По мнению исследователей, ремонтные работы проводились и позднее, т.к. в 1832 г. придел был освящён архиепископом Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым). К концу XIX – началу XX вв. к северо-западной стороне придела пристроено каменное помещение для ризницы и библиотеки. В Никольском приделе, под полом, возле западной стены храма, находилась каменная палатка – место упокоения храмоздателей Никольской церкви схимников Сергия Клобуковского (Ансимова) и Марфы, насельницы кашинского в честь Сретения Господня женского монастыря. Палатка построена около 1669 г. на средства схимонахини Марфы. На западной стене собора была установлена белокаменная плита с памятной надписью. Место погребения в храме в первой трети XIX в. было огорожено решёткой, перед которой установлена древняя Казанская икона Божьей Матери, на стене над решёткой находилась фреска с изображением «преподобных Сергия и Марфы». Соборная паперть являлась основанием для колокольни, повторявшей архитектуру собора, – восьмерик на четверике. Впервые она упоминается в описи Клобукова Кашинского монастыря 1710 г. В офицерской описи даётся её более пространное описание: «Каменная колокольня. На ней часы боевые, и на оной же колокольне 6 колоколов. Глава обита жестью и вызолочена. Крест железной, позолочен. Крыта тесом» (Российский государственный архив древних актов). В конце XIX – начале XX вв. отмечалось, что колокольня была покрыта листовым железом, железный крест на ней вызолочен. Под колокольней с западной стороны собора находился главный вход в Троицкий храм. От древности постройки и от непрочности бута в стенах колокольни и собора появились трещины. Исследователь С.А. Архангелов считал, что холодный надвратный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был сооружён в 1400 г. Он также полагал, что в этой церкви принял монашеский постриг преподобный Макарий Калязинский. Однако в писцовой книге первой трети XVII в. св. ворота с Покровским храмом ещё не упоминаются.

 



 
PR-CY.ru