КУРБСКИЙ Андрей Михайлович - Страница 7

Его интересовали такие труды, как «Физика» и «Никомахова этика» Аристотеля, речи Цицерона, латиноязычные издания: «Достоверные повествования о святых» Лаврентия Сурия с текстами Житий в редакции Симеона Метафраста, «Церковная история» Евсевия Памфила, «Церковная история» Никифора Каллиста, произведения Григория Паламы и Нила Кавасилы, словари Конрада Геснера и Амброджио Калепино, сочинения Эразма Роттердамского, «Логика» Иоганна Шпангенберга, «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна, «О единстве церкви Божьей под одним пастырем» и «Жития святых» Петра Скарги, сказания о Флорентийском соборе, князь Апостол (предположительно львовское издание Ивана Фёдорова 1574 г.), ряд творений отцов церкви (Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, славянская «Постническая книга» и одно из латинских изданий Василия Великого). Около 1572 г. А.М. Курбский обращается с посланием к князю К.К. Острожскому, обсуждая «Беседу» Иоанна Златоуста о вере, любви и надежде на слова апостола Павла. Этим письмом открывается подборка посланий А.М. Курбского к польским и литовским знакомым в составе «Сборника Курбского». К 1574 г. исследователи относят дискуссию А.М. Курбского с виленскими иезуитами о христианских догматах, на которой князь мог встретиться с Петром Скаргой. А.М. Курбский не принимал учения о Filioque. Его богословская полемика с католицизмом отразилась в двух письмах к православному типографу Кузьме Ивановичу Мамоничу, написанных в 1574 – начале 1575 гг. А.М. Курбский упоминает в этой переписке свою встречу с иезуитами, сообщает об использовании в полемике с ними книг Григория Паламы и Нила Кавасилы. В посланиях к Сачко Седларю в январе 1580 г. А.М. Курбский подверг критике догмат о чистилище («о чистцу»). Впрочем, в борьбе против ересей он видел в католиках соратников православных. Исследователи отмечают, что опасность ересей оценивается в сочинениях А.М. Курбского с точки зрения не только православия, но и традиционного католицизма (критика ливонских «евангеликов», одобрение апологии ливонского католицизма в устах героя «Истории» К.Ф. Шалля фон Белля). В двух посланиях к Фёдору Бокею-Печихвостскому, написанных после 15 июня 1577 г., А.М. Курбский хвалил Фёдора за отказ от реформационных «ересей» и возвращение к «правоверным догматам». 21 марта 1575 г. датировано послание А.М. Курбского к волынскому шляхтичу К. Чапличу, в котором князь упрекает знакомого в отклонении от православия в «свою веру» (возможно, в антитринитаризм). В своём ответе княгине Анне Чарторыйской, составленном около 1575 – 1576 гг., А.М. Курбский призывал её дать детям образование в иезуитском коллегиуме.

 



 
PR-CY.ru