КУРБСКИЙ Андрей Михайлович - Страница 14

Протограф второй редакции содержится в списке Исторического музея, созданном незадолго до 22 января 1677 г. «История...» и переписка с царём отражают представления А.М. Курбского об угрозах для православного царства от «внутреннего» и «внешнего» драконов – политической тирании и иноверия. Тематика дополнений второй редакции «Сборника Курбского» сводится к защите православия от ересей и от церковной унии с католицизмом. Завершающие разделы «Сборника Курбского» возникли не раньше 1582 г. В опровержение проведённой в том году календарной реформы папы Григория XIII А.М. Курбский приводит выполненные в последние месяцы жизни князя переводы из сочинения Евсевия Памфила «сопротив нынешних календаров, яже от папы нововыданы», и доказывает, что календарные новации противоречат постановлениям Никейского собора о праздновании Пасхи. Цели противостоять униатским проектам Рима служил литературный перевод А.М. Курбского «Истории о осьмом соборе», составленный также около 1582 – 1583 гг. на основе сочинения неизвестного виленского «субдиякона». Источник, сходный с тем, которым пользовался А.М. Курбский, исследователи  видят в печатной «Истории о листрийском, то есть разбойничьем, Феррарском, или Флорентийском, соборе» Клирика Острожского (Острог, 1598 г.). Образованность А.М. Курбского и его причастность к литературной деятельности исследователи считают дискуссионными вопросами. Вслед за американскими историками Эдвардом Льюисом Кинаном и Даниэлем Кларком Уо в научной литературе высказывались мнения о том, что А.М. Курбский был малообразованным и непричастным ко всем или к большей части приписываемых ему сочинений. Противники этой версии доказывают, что А.М. Курбский сочинил большинство из того, что принято ему атрибутировать. Исследователи обнаружили свидетельства знакомства современников с сочинениями А.М. Курбского, однако степень сохранности списков его трудов различна. Изучение рукописных традиций первого послания А.М. Курбского к Ивану IV Васильевичу и «Сборник Курбского» показывает, что именно эти два памятника в разных их редакциях вызвали наиболее оживлённый интерес и получили наибольшее распространение среди переписчиков и читателей. А.М. Курбский изображён на ряде миниатюр Лицевого летописного свода (например, показан его подвиг во время штурма Казани в 1552 г.). Портрет «Kniaz Kurpski Stary» или «Kurpski Stary» хранился в кёнигсбергском имении Радзивиллов ещё в 1657 г. и в 1672 г. описан в реестре унаследованного дочерью Богуслава Радзивилла Людвикой Каролиной имущества, однако до сих пор не идентифицирован. Назвав в инвентаре князя Курбского «Старым», Л.К. Радзивилл отличает А.М. Курбского от «нынешнего» его внука и тёзки – князя Андрея Дмитриевича Курбского Ярославского. В акте Отдела рукописей Библиотеки Академии Наук Литвы в Вильнюсе сохранился акт с оригинальной латинской подписью А.М. Курбского: «Андрей Ярославский Курбский / собственной рукой»). Исследователям известно также, что геральдическим символом Курбских в Речи Посполитой, принятым ещё при жизни А.М. Курбского, был лев (Центральный государственный исторический архив Украины).

 

 



 
PR-CY.ru