КОНЦЕРТ - Страница 11

В 1780 гг. Д.С. Бортнянский создал больше половины концертов – около двадцати однохорных и около пяти двухорных. В них преобладают мажорные тональности и гомофонно-гармонический склад. Лучшими среди его ранних концертов исследователи называют «Господи, силою Твоею возвеселится царь», «Услышит тя Господь в день печали», «Благо есть исповедатися Господеви». К началу 1790 гг., когда в искусстве усилились веяния сентиментализма, в хоровые концерты активнее стали проникать мелодические, гармонические и ритмические обороты, характерные для оперного и инструментального творчества. Сентиментальный настрой тех лет как бы негласно призывал композиторов к яркому проявлению эмоций. Не случайно в концертах Д.С. Бортнянского минорные тональности начинают вытеснять мажорные. В это время композитор написал свои лучшие произведения: «Скажи ми, Господи, кончину мою», «Вскую прискорбна еси, душе моя», «Услыши, Боже, глас мой». За 20 лет петербургского периода Д.С. Бортнянский создал около 80 духовных концертов и 14 хвалебных песен, имеющих схожую структуру. При жизни композитора были изданы 35 концертов для одного хора, 11 двухорных концертов, две хвалебные песни. Несмотря на императорский запрет 1797 г., Д.С. Бортнянский не расстался с жанром: в 1810 гг. он перерабатывал и редактировал, а в 1815–1818 гг. издавал концерты (на собственные средства издал не только свои сочинения, но и предшественников, музыку которых высоко ценил: четыре упомянутых концерта Б. Галуппи, «Не отвержи...» М.С. Березовского, «Ныне силы небесныя» Дж. Сарти, «Помилуй мя, Боже» Грегорио Аллегри, хвалебные песни Дж. Биорди и Ф. Гейне). Сочинения Д.С. Бортнянского уже при жизни автора пользовались большой популярностью. По словам историка и драматурга Николая Дмитриевича Горчакова, «величественная гармония, сильное движение духа, производящее и обращающее его к Богу, есть отличность сочинений г. Бортнянского... Гений его имеет какую-то приметную особенность от других известных певческих композиторов». Современник Д.С. Бортнянского Густав Густавович Гесс де Кальве писал: «У нас есть прекрасные сочинения Бортнянского, которые поются во время обедни… В печальном адажио, в величественных хорах, в гремящих фугах, в патетических ларго, в нежных ариях изливает он душу свою и возбуждает в слушателях чувство благоговения». Влияние стиля и творчества Д.С. Бортнянского испытывали многие его современники, особенно младшее поколение: С.А. Дегтярёв, А.Л. Ведель, А.Л. Гурилёв, С.И. Давыдов. Третий этап исследователи называют периодом стилистического синтеза, объединения тенденций 1760 и 1780 гг. С одной стороны, возросло значение полифонии, встречаются завершённые по форме фуги (например, в концерте С.А. Дегтярёва «Изми мя, Господи, от враг моих», А.Л. Веделя «Спаси мя, Боже», Д.С. Бортнянского «Возведох очи мои в горы»). С другой стороны, тематизм концертов стал ближе к романсовой лирике сентименталистского направления, в музыке медленных частей слышатся ритмы траурных маршей эпохи Великой французской революции. Увеличилось число используемых минорных и бемольных тональностей, вплоть до си бемоль минора.

 



 
PR-CY.ru