КОНЦЕРТ - Страница 14

Появившиеся в начале XIX в. новые предписания светской и духовной властей о запрете на исполнение конйцертов во время богослужения (указы императора Александра I от 22 декабря 1804 г. и Синода от 14 февраля 1816 г.) привели к снижению интереса композиторов к этому жанру. Однако уже в первой половине XIX в. в Санкт-Петербурге (в Москве в 1860 гг., в провинции в 1870 гг.) возникает новый вид исполнительской деятельности – духовный концерт, который обеспечил музыкальному жанру концерта возможность существования вне богослужения, в рамках вечеров духовной музыки и духовно-нравственных чтений. Духовные концерты знакомили с новейшими сочинениями и музыкой прошлого, способствовали развитию искусства хорового пения, формировали вкус слушателей. Необходимость в духовных концертах больше всего ощущалась в дни Великого поста. Особый регламент проведения концертов (запрещение аплодисментов, выбор престижных залов, программы, в которых разрешались только сочинения религиозного содержания) благотворно сказался на их распространении и привлечении большого числа участников. Анализ рецензий на духовные концерты в периодике показывает исследователям, что они проводились часто, их хорошо посещали и тепло принимали слушатели. Ведущее место в них занимали произведения в жанре концерта, программы чаще всего включали сочинения Д.С. Бортнянского, А.Ф. Львова, М.С. Березовского, С.И. Давыдова, С.А. Дегтярёва, А.Л. Веделя. Ближе к рубежу веков они обогатились духовными сочинениями Александра Андреевича Архангельского, Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Дмитриевича Кастальского, Александра Тихоновича Гречанинова, Александра Васильевича Никольского и др. Новому расцвету жанра способствовала фактическая отмена монопольного права Придворной певческой капеллы на цензуру духовно-музыкальных сочинений после судебного процесса 1879 г. с издательством Петра Ивановича Юргенсона по поводу издания им «Литургии» Петра Ильича Чайковского. Концерты стали вновь издаваться и чаще исполняться в церкви (чаще всего в качестве запричастного стиха), возвращается интерес композиторов к данному жанру. В начале XX в. в журнале «Хоровое и регентское дело» указывалось, что в церкви «требуют от регентов за каждой литургией петь концерты». Например, в Новочеркасске во второй половине XIX в. все хоры любили «щеголять пением песнопений, особенно так называемыми концертами, к которым чрезвычайно неравнодушны и ученики семинарии, постоянно сетующие, что исполнение концертов при богослужении в семинарской церкви им не разрешается» (Государственный архив Ростовской области). Такая практика нередко вызывала справедливую критику, например, А.В. Никольский, характеризуя состояние певческой культуры в деревенских церквах в конце XIX в., отмечал: «Всякому ведомо, как падки эти хоры до разных концертов и других вычурных произведений неизвестных, доморощенных композиторов». Этот отзыв свидетельствует о том, что в это время большое количество духовных концертов создавалось регентами, педагогами духовных учебных заведений, музыкантами-любителями, представлявшими различные социальные слои, от крестьянства до высших кругов общества. Чаще всего они не имели профессионального музыкального образования, окончив лишь духовные училища и семинарии, приобрели опыт в церковных хорах в качестве певчих и регентов.

 



 
PR-CY.ru