КОНЦЕРТ - Страница 18

Концерты продолжали создаваться и в первые годы советской власти. Они не были опубликованы и в лучшем случае исполнялись в церквах по рукописным нотам. Так, среди сочинений регента Казанского собора в Санкт-Петербурге Василия Александровича Фатеева (рукописи хранятся в Санкт-Петербургской духовной академии) исследователи выделяют протяжённые многочастные концерты на стихи псалмов: «Суди, Господи, обидящих мя», «Бог нам прибежище и сила» (1918 г.), «Боже, приидоша языцы» (1919 г.), «Глаголы моя внуши, Господи» (1923 г.) и др. Последние концерты В.А. Фатеева датированы 1940 гг. Московский регент Василий Васильевич Локтев написал свадебный концерт «Господи, Боже наш, благословивый брак» (1922 г.). В этот период духовные концерты также писали композиторы, чья основная деятельность была сосредоточена в области светской культуры. Среди них Николай Семёнович Голованов («Радуйтеся Богу, Помощнику нашему» (1908 г., переработан в 1941 г.)), имевший аттестат Синодального училища церковного пения, и Александр Васильевич Александров («Помилуй мя, Боже» (1926 г.)), получивший звание регента в Придворной певческой капелле. Исследователи отмечают, что для русского церковно-певческого искусства этого времени были характерны не эволюционные, а охранительные тенденции. Изменения начались со второй половины 1940 гг., когда значительными событиями в жизни страны стали духовные концерты. 6 февраля 1945 г. на концерте, посвящённом интронизации патриарха Алексия I (Симанского), прозвучали духовные концерты и песнопения Д.С. Бортнянского, П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, А.Л. Веделя, С.В. Смоленского, А.А. Архангельского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина, А.Д. Кастальского. 16 июля 1948 г. на концерте в честь 500-летия автокефалии РПЦ патриарший хор под управлением В.С. Комарова исполнил духовные сочинения С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, Н.М. Данилина, К.Н. Шведова, А.Л. Веделя, А.А. Архангельского, Д.С. Бортнянского. Возрождение практики проведения духовных концертов в этот период исследователи наблюдают и в провинции. Например, регент архиерейского хора ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы композитор и священник Михаил Юрьевич Скрипников в 1946 г. был награждён набедренником за данные им в храмах города Ростова-на-Дону духовные концерты. Среди его сочинений – духовные концерты «Под Твою милость прибегаем» и «Тебе, Бога, хвалим»; последний был высоко оценён епископом Сергием (Лариным). Русские композиторы и регенты, находившиеся в эмиграции, редко обращались к жанру концерта. Из произведений, опубликованных в «Нотном сборнике православного русского церковного пения» (Лондон, 1962–1975 гг., три тома), к жанру концерта исследователи относят лишь масштабное четырёхчастное сочинение «Господи, Господь наш» (Пс. 8) Алексея Ивановича Красностовского, с 1908 г. жившего в Финляндии. Со второй половины 1980 гг. исследователи отмечают значительный рост интереса отечественных композиторов к духовным песнопениям. К жанру концерта на духовные тексты обращались диакон Сергей Зосимович Трубачёв, Николай Николаевич Сидельников, Кирилл Евгеньевич Волков, Николай Сергеевич Лебедев, Владимир Борисович Довгань, Юрий Александрович Фалик, Дмитрий Валентинович Смирнов, Владимир Владимирович Беляев, Анатолий Александрович Королёв, Владимир Кириллович Ковальджи, Сергей Борисович Толстокулаков и др.



 
PR-CY.ru