КОНЦЕРТ

КОНЦЕРТ – жанр русской церковной и духовной музыки, написанной как на богослужебные, так и на другие духовные тексты, представляет собой одно- или многочастную композицию, главной спецификой которой является так называемое переменное многоголосие (смена количества голосов, состава, фактуры и т.д.). Партесный концерт появился в первой половине ХVII в. на Украине. Сущность термина «партесный» составляет разделение партий по высотному принципу (см. Партесное пение). Прототипом партесного концерта является венецианский концерт для разделённого хора, сложившийся в 1530–1550 гг. (см. в ст. Венецианская школа, Венеция). В становлении партесного концерта как произведения не только для нескольких хоров, но и для одного хора малого состава (от трёх до шести певцов) значительную роль сыграл опыт западноевропейских стран, например, жанр итальянского духовного мадригала для небольших составов, появившийся одновременно с венецианскими многохорными концертами. Генрих Шютц (см. в ст. Германия) называл концертами как большие (8- и 12-голосные композиции), так и сочинения для четырёх голосов, которые также могли исполняться двумя певцами и органистом. Многоголосие западноевропейского типа уже в конце XVI в. культивировалось на Украине, в частности, в Успенском ставропигиальном Львовском братстве. Музыкальные образцы этого периода не сохранились, однако есть документы, подтверждающие, что в 1591 г. во Львове Киевского митрополита встречали пением 12-голосных произведений. В конце XVI в. во Львове сложились благоприятные условия для восприятия нового пения. В многочисленных костёлах и католических монастырях многоголосие звучало постоянно. Оно привлекало благозвучием, постепенно проникая и в православные церкви. Между 1594 и 1598 гг. львовские братчики обратились к Александрийскому патриарху Мелетию I Пигасу с просьбой разрешить многоголосное пение в церкви (этот факт известен исследователям по сохранившемуся положительному ответу патриарха). В целом Львовское братство и Львовская братская школа, основанные в 1580 гг., сыграли важную роль в развитии украинской музыкальной культуры и способствовали возникновению других братств и братских школ по их образцу. Львов был связан и с другим крупным центром Восточной Европы – столицей Великого княжества Литовского Вильно, где в 1580 гг. было основано Виленское православное Свято-Духовское братство, которое уделяло большое внимание обучению пению. Именно здесь были созданы первые в Восточной Европе иезуитские академия и университет (1579 г.), где учились многие выдающиеся деятели культуры Украины и России, такие как Симеон Полоцкий, Николай Павлович Дилецкий и др. Киев как музыкальный центр выдвинулся позднее – в 1630 гг., при митрополите Петре (Могиле), который сыграл важную роль в развитии образования на Украине в целом: открывал школы, был основателем коллегиума, впоследствии получившего название Киево-Могилянский. При нём возникло Богоявленское Киевское братство (1615 г.), также культивировавшее по образцу Львовского братства многоголосное пение.

 



 
PR-CY.ru