КОНЦЕРТ - Страница 15

Многие сочинения не печатались, а передавались от клироса к клиросу в рукописных вариантах, часто с ошибками. О некоторых из этих сочинений исследователи узнают из архивных источников, воспоминаний современников, где иногда отмечается, что это были выдающиеся произведения. В опубликованных сочинениях часто не указан год выпуска исключительно с коммерческими целями: без даты было неясно, как долго в продаже находится это издание и насколько оно востребовано покупателями. В связи с этим исследование эволюции жанра духовного концерта на протяжении XIX в. связано для исследователей с определёнными трудностями. Эволюция жанра концерта в XIX – начале XX вв. отражает развитие русской церковной музыки этого времени в целом, проявляющееся в изменении музыкального языка, в первую очередь – мелодики и гармонии. В этом процессе с известной долей условности исследователи выделяют три значительных этапа. К первому, охватывающему первую половину и середину XIX в., исследователи относят творчество многих выдающихся современников М.И. Глинки: А.А. Алябьева (концерты «Приклони, Господи, ухо Твое», «Яко Ты, Господи, благ», «К Тебе, Господи, воззову», созданные предположительно в 1828 г. для хора Воскресенской церкви в Тобольске, где композитор отбывал ссылку), А.Н. Верстовского (концерты «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах», которые исполнялись избранными артистами в церкви св. мученицы Татианы при Московском университете и в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»), директоров и учителей Придворной певческой капеллы – А.Ф. Львова (1798–1870 гг.; четыре больших концерта: «Приклони, Господи, ухо Твоё», «Возлюблю Тя, Господи», «Глаголы моя внуши, Господи», «Услыши, Господи»), Павла Максимовича Воротникова («Изми мя от враг моих, Боже», «Услыши, Господи, глас мой»), Николая Ивановича Бахметева (семь двухорных и три четырёхголосных концерта). К созданию концертов обращались и композиторы-регенты середины XIX в., произведения которых нередко были рассчитаны на технические возможности своих хоров. Наибольшую известность получили сочинения головщика правого хора Симонова монастыря иеромонаха Виктора (Высоцкого; «Богородице Дево», «Благо мне, яко смирил мя еси», «Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя», «Хвали, душе моя, Господа», «Да не потопит мене буря водная» и др.), регента архиерейского хора в Рязани протоиерея Михаила Александровича Виноградова (пасхальный концерт «Ныне вся исполнишася света», а также причастные стихи, стилистически близкие к жанру концерта: «Ядый Мою плоть», «Чашу спасения» и др.), регента из Великого Новгорода священника Василия Фёдоровича Старорусского (концерты «Приидите нового винограда рождения» (на Пасху) и «С небесных кругов» (на Благовещение)) и других авторов. Исследователи отмечают, что мелодика и гармония духовных концертов этого периода почти полностью удовлетворяли нормам классического (иногда раннеромантического) стиля западноевропейской музыки. В это время главенствует идея о «правильности» гармонии по нормам генерал-баса, выдвинутая А.Ф. Львовым. В темах концерта нередко присутствуют романсовые, оперные интонации, ритмы танцев и маршей.

 



 
PR-CY.ru