КОНЦЕРТ - Страница 10

На втором этапе развития жанра русская хоровая музыка обогатилась творчеством Д.С. Бортнянского, именем которого называют весь период истории русской хоровой культуры с конца 1770 гг. до 1825 г. Хоровые концерты композитора исследователи датируют между 1779 (его возвращение из Италии в Санкт-Петербург) и 1797 гг. (указ императора Павла I от 10 мая 1797 г. о запрете исполнения концертов во время богослужений: «…Чтобы от Синода предписано было всем епархиальным архиереям, дабы... вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник [т.е. киноник, причастен]»). После 1797 г. произведения этого жанра перестали звучать в храмах, и количество вновь создаваемых концертов резко сократилось. По мнению исследователей, причиной появления указа императора, помимо многолетних внутренних разногласий Павла с политикой матери, послужило его желание выглядеть в глазах подданных поборником древних традиций России. Эффектные хоровые концерты в итальянском стиле явно не вписывались в древнюю традицию. Они звучали во время причащения священнослужителей в алтаре, когда по уставу положено пение причастна. Музыкальная стилистика причастна, в древней традиции мелизматического песнопения достаточно большой протяжённости, в этот период подверглась упрощению, и его литургическая функция (заполнить время, необходимое для причащения священнослужителей, и настроить мирян на предстоящее причащение) была перенесена на хоровой концерт. Концертные сочинения стали воплощать новыми музыкальными средствами суть поэтических строк богослужебных текстов. Это отметили и современники Д.С. Бортнянского: «Духовная музыка должна не слух удовольствовать, а душу и сердце восхитить к Богу; для сего и введена в Церковь концертная симфония поющих голосов». Исследователи отмечают, что в хоровых концертах 1780 гг. при различии художественного уровня есть общие черты: кроме четырёхчастного появляются трёхчастные и многочастные хоровые циклы, фактура тяготеет к гомофонно-гармоническому складу, полифонических приёмов становится меньше, а хоровые фуги в финалах практически исчезают (даже если над последней частью написано «фуга», как, например, у Ф. Дица в концерте «Приидите, взыдем на гору», фугированное изложение отсутствует). Заметно усиливается воздействие инструментальной и оперной музыки: используются типичные ритмы менуэта и сицилианы, характерные мелодические обороты арий и дуэтов, к хоровому письму применяются оркестровые и органные приемы (длительно выдержанные звуки – педали, тембровое сопоставление групп хора, контрастирование хоровых унисонов с аккордовым изложением). Самой яркой фигурой духовной музыки 1780 гг. стал Д.С. Бортнянский. Остальные композиторы (например, П.А. Скоков, С. Осипов, Е.И. Фомин, Ф. Диц) тогда ещё не достигли столь же высокого профессионального уровня. В те же годы хоровые концерты для православной церкви сочиняли иностранные капельмейстеры, работавшие по контракту в России (Дженнаро Астарита, Томмазо Траэтта, Иван и Михаил Францевичи Керцелли), но их сочинения утеряны.

 



 
PR-CY.ru