КОНЦЕРТ - Страница 13

Но для истории развития русского хорового концерта важно, что Дж. Сарти был учителем плеяды отечественных композиторов, работавших в этом жанре – С.А. Дегтярёва, А.Л. Веделя, А.Л. Гурилёва, С.И. Давыдова, Д.Н. Кашина, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова. Именно благодаря урокам итальянского маэстро композиторы 1790 гг., многие из которых были крепостными, смогли соприкоснуться с европейской традицией и достичь профессионализма в композиции. Хоровые концерты самого младшего современника Д.С. Бортнянского и С.А. Дегтярёва (С.И. Давыдова) были написаны под непосредственным влиянием Дж. Сарти и Д.С. Бортнянского. Тринадцать концертов С.И. Давыдов сочинил в ранней юности, до 20-летнего возраста; в них преобладают радостные краски мажорных тональностей и легкость хоровой фактуры. Благодаря многочастности концертов в отличие от большинства уставных песнопений занял промежуточное положение между традиционными церковными и светскими музыкальными жанрами. По сути, именно через хоровой концерт русские композиторы стали осваивать классические циклические формы, которые западноевропейские музыканты изучали через симфонии, сонаты и инструментальные концерты. Чем ярче оказывались музыкальные достоинства произведений, чем интереснее были соло в стиле belcanto, тем справедливее звучали упрёки знатоков церковного пения, что подобные песнопения расслабляют внимание прихожан, уводят их мысли в сторону от подготовки к причащению Святых Таин, от того духовного настроения «ожидания святости», которое должно быть в этот момент литургии. Критике этого жанра во многом способствовало поведение отдельных прихожан, которые после безукоризненного исполнения солистами виртуозных теноровых или дискантовых эпизодов могли аплодировать и кричать в храме «браво». Хотя указ императора Павла I от 10 мая 1797 г. запретил исполнение концертов на богослужении, остановить их сочинение он не мог. Инерция была столь велика, что жанр продолжал развиваться. По мнению исследователей, творчество крепостного С.А. Дегтярёва в шереметевской капелле было не столь ограничено царским указом, как творчество директора придворного хора Д.С. Бортнянского. А.Л. Ведель сочинял музыку, подчиняясь своему «внутреннему голосу», и никакие указы не могли повлиять на изменение привычных музыкальных форм. Правление Павла I было недолгим, при воцарении Александра I интерес к хоровому концерту возобновился. Примеры этого жанра исследователи встречают впоследствии у Александра Александровича Алябьева, Алексея Николаевича Верстовского, Алексея Фёдоровича Львова. Усвоение норм итальянских, французских, немецких композиторских школ дало русской музыке возможность войти в единую европейскую «семью», где стандарты стиля и каноны языка были запрограммированы, типическое по определению преобладало над индивидуальным, властвовала идея всеобщей органичности предлагаемых форм, гармонических и мелодических стандартов. Вместе с тем своеобразие национальной песенности, самобытность православных церковных распевов, подспудно влияя на композиторское мышление, позволили русской музыке временами отходить от жёстко регламентированных приёмов и форм, делали её не безликой европейской «сестрой», а полноценным участником сложного процесса стилеобразования эпохи.

 



 
PR-CY.ru