КОНЦЕРТ - Страница 12

Примерами подобной стилистики исследователи называют произведения С.А. Дегтярёва «Изми мя, от враг моих, Боже», А.Л. Веделя «Доколе, Господи», «На реках Вавилонских», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и О.А. Козловского «Плачу и рыдаю». По мнению исследователей, наиболее характерно музыкальный сентиментализм проявился в духовной музыке А.Л. Веделя. Исследователи отмечают, что его произведения внешне абсолютно лишены аскетичности – в них много ярких виртуозных теноровых и дискантовых соло, эффектных гармонических и ритмических оборотов, не лишённых иногда театральности. В выражении различных душевных состояний (радости, скорби, духовного размышления и отрешённости, энергичного негодования) композитор неизменно искренен и даже экспансивен. Его музыка иногда чрезмерно аффектирована, однако исследователи не могут сказать, что А.Л. Ведель писал, повинуясь моде, а не в результате сильного благоговейного чувства. Его знали как целомудренного высокорелигиозного человека, в условиях мирской жизни – постника и аскета, в церкви – послушника и проповедника. Такие противоречия между внешним содержанием и внутренней гармонией были свойственны музыке конца XVIII в. По мнению исследователей, много схожего в минорных концертах А.Л. Веделя и С.А. Дегтярёва: одни и те же концерты в разных источниках фигурируют под разными фамилиями (например, «Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси», «Доколе, Господи, забудеши мя до конца», «Не имамы иныя надежды»). Творчество С.А. Дегтярёва почти целиком сконцентрировано на хоровых жанрах, духовные концерты подготовили почву к появлению его вокально-инструментального цикла «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811 г., текст Н.Д. Горчакова) – первой русской оратории. Многие хоровые номера оратории перекликаются с его концертами, из которых лучшие, по мнению исследователей, – «Взыде Бог», «Господи, Боже мой, на Тя уповах», «Гряди от Ливана невесто», «Днесь всяка тварь веселится и радуется», «Днесь Христос», «Услыши, Господи, молитву мою». Заметное влияние на жанр духовного концерта в 1790 гг. оказало творчество Дж. Сарти. Его концерты «Радуйтеся, людие», «Отрыгну сердце моё», «Ныне силы небесныя» и другие были широко известны и во многом служили образцами для подражания. Для Придворной капеллы Дж. Сарти перерабатывал свои оратории, превращая их также в духовные концерты («Тебе, Бога, хвалим», «Помилуй мя, Боже»). По мнению исследователей, в основном, это очень эффектные, ярко-красочные и масштабные композиции, своего рода звуковые фрески. Дж. Сарти предстаёт как высокопрофессиональный музыкант, в творчестве которого рациональное явно преобладает над эмоциональным, а стереотипное – над индивидуальным (стремление к помпезности и мышление почти исключительно стереотипными формулами часто делают его музыку однообразной). Часть концертов Дж. Сарти были изданы на рубеже XIX и XX вв., часть остаются в рукописях. Исследователи отмечают, что произведения Дж. Сарти на православные богослужебные тексты по характеру музыки практически теряют связь с богослужебной традицией и воспринимаются как составная часть пышного придворного церемониала.

 



 
PR-CY.ru