КОНЦЕРТ - Страница 17

Один из первых выдающихся образцов этого периода – рахманиновский концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893 г.), в котором проявились лучшие черты стиля композитора: близость мелодики к церковным распевам без их цитирования, «колокольность» в гармонии и фактуре. Сочинения на богослужебные тексты, близкие к светским по комплексу использованных средств выразительности, составляют значительный пласт духовного творчества П.Г. Чеснокова (1877–1944 гг.). Среди них исследователи выделяют «Ангел вопияше», «Величит душа моя Господа», «Не отвержи мене во время старости», «О, Благодатная», «Блажен муж», которые отличаются красотой, проникновенностью и экспрессивностью мелодики. Интересные образцы жанра, по мнению исследователей, созданы протоиереем Георгием Яковлевичем Извековым («Хотех слезами омыти», «Многая множества моих Богородице», пасхальный концерт «Снизшел еси»). Больше 20 произведений в жанре концерта принадлежат А.В. Никольскому. Среди исполняемых в наши дни – концерты «Готово сердце мое, Боже», «Во исходе Израилеве», «Рече Господь», «Доколе, Господи», «Да воскреснет Бог», «Господи, Господь наш». Особый интерес для исследователей представляют концерты «Спаси мя, Боже», «Боже, Боже мой» и «Господь просвещение моё», написанные композитором в 1922 г. Композитор Алексей Евлампиевич Туренков, один из основателей профессиональной белорусской музыки, известен исследователям как автор ряда духовных концертво, среди которых «На Тя, Господи, уповах», «Рече безумен в сердце», «Днесь Христос в Вифлееме рождается», «Торжествуйте днесь». Исследователи отмечают, что в классическом концерте стихи псалмов, как правило, свободно комбинировались и нередко соединялись фрагменты из разных разделов Псалтири. Подбор осуществлялся таким образом, чтобы они сочетались по принципу эмоционально-образного контраста. В духовных концертах конца XIX – начала XX вв. композиторы чаще всего использовали избранные стихи одного псалма («Внуши, Боже, молитву мою» А.А. Архангельского – Пс. 54:1–2, 4–5, 16, «Господь просвещение моё» А.В. Никольского – Пс. 26:1, 3, 7, 13, 14, «Камо пойду от Духа Твоего» В.С. Калинникова – Пс. 138:7–10, «Рече Господь» А.В. Никольского – Пс. 109:1–4), иногда – псалом целиком («Доколе, Господи» А.В. Никольского – Пс. 12). В таких духовных концертах, а также в тех, где использовались не псалмы, а другие богослужебные тексты (как правило, полностью), композиторы отказывались от простых форм сопоставления и сосредоточивались на том или ином молитвенном состоянии, представляя его либо в динамике развёртывания, либо в единовременном сочетании противостоящих начал. Различные формы трансформации жанра концерта исследователи находят в творчестве А.Т. Гречанинова, А.В. Никольского, П.Г. Чеснокова, В.С. Калинникова и других представителей Нового направления в русской церковной музыке. К написанию сочинений в жанре духовного концерта обращались и композиторы-регенты конца XIX – начало XX вв.: Гавриил Вакулович Музыческу, Григорий Митрофанович Давидовский («О Всепетая Мати», «В молитвах неусыпающую Богородицу»), Фёдор Ефимович Степанов («Вскую прискорбна еси», «Услыши, Боже», «Доколе, Господи»), Гергий Иванович Рютов («Зряще мя безгласна», «Господь воцарися», «Се ныне благословите Господа»), Николай Александрович Добровольский (начало XX в.; «Гласом моим», «Слава в вышних Богу»), священник Михаил Дмитриевич Ерхан («О Всепетая Мати») и многие другие.

 



 
PR-CY.ru