КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 28

В перечне рукописей В.А. Кожевникова не было никаких следов его занятий буддизмом, которому он уделял много времени. Не имея предварительной специальной подготовки, В.А. Кожевников познакомился с важнейшими источниками и огромной исследовательской литературой по буддизму на английском, французском и немецком языках и написал большое исследование и две культурно-просветительские статьи о буддизме. В 1912 г. в «Богословском вестнике» вышла его статья «Повести о перевоплощениях Готамо-Будды...», посвящённая подробному описанию жизни Будды по различным источникам северного и южного буддизма, в том числе апокрифическим. Статья предназначалась для интересующихся буддизмом и должна была способствовать усвоению различных трактовок образа Будды и пониманию принципиальных различий между христианскими представлениями о Боге и Буддой. Сравнивая Будду с Иисусом Христом, В.А. Кожевников отмечал, с одной стороны, восхождение от человеческого «к сверхчеловеческому и сверхбожескому, при упорном отрицании Божественного, как высшего», с другой – «снисхождение божественное к человечности, дабы, обоживши её, возвести к Богу же, к Отцу! Такова догматическая противоположность». В статье «Индусский аскетизм в добуддийский период» (1914 г.) В.А. Кожевников кратко излагал историю индусского аскетизма и происшедшие в нём радикальные перемены, связанные с буддизмом, который наполнил аскезу глубоким субъективным переживанием. В.А. Кожевников разделял спорное мнение ряда европейских учёных, что аскетизм и жертвоприношение в Индии имели в своей основе не нравственный, а утилитарный характер. Последний большой изданный при жизни В.А. Кожевникова двухтомный труд – «Буддизм в сравнении с христианством» (Петроград, 1916 г.), первая часть которого была опубликована ещё в 1910–1911 гг. в журнале «Христианское чтение», был написан на основе курса, прочитанного в 1908–1909 гг. сначала на собраниях «Кружка ищущих христианского просвещения», а затем в зале Медведниковской гимназии для студентов высших учебных заведений и слушательниц женских курсов. Исследование В.А. Кожевникова занимает особое место в русской науке. По мнению исследователей, с одной стороны, апологетической направленностью оно принципиально отличалось от написанных в России и получивших признание за рубежом трудов профессиональных буддологов Сергея Фёдоровича Ольденбурга (1863–1934 гг.), Фёдора Ипполитовича Щербатского (1866–1942 гг.), Оттона Оттоновича Розенберга (1888–1919 гг.) и др., которые не затрагивали тему «буддизм и христианство»; с другой стороны, труд В.А. Кожевникова по широте поставленных задач и систематическому их обсуждению, обзору источников и литературы, глубине анализа превосходил всё, что было написано в России о буддизме в церковно-научной области, в частности, в курсах по истории религий и христианской апологетике, которые читались в духовных учебных заведениях.

 



 
PR-CY.ru