КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 22

В кратких заметках о возможности рассмотрения неверия в России с точки зрения этой классификации В.А. Кожевников отмечал, что в целом в русском обществе практическое равнодушие к религии не имеет широкого распространения, но оно является характерным для русской интеллигенции и возводится ею в «прочно установившийся признак самой интеллигентности». По мнению В.А. Кожевникова, русское общество по вопросам веры и неверия «делится на две, очень неравные по размерам части: одна несравненно большая, верит без исследования основ своей веры; другая – столь же решительно отдаётся религиозному отрицанию без достаточного исследования основ своего неверия». Описывая сложившуюся в европейских странах ситуацию с ростом антирелигиозных настроений и широким распространением неверия во всех слоях общества, В.А. Кожевников особое внимание уделял научному неверию, обсуждение которого и составило основной объём его книги. В частности, он утверждал, что используемые атеистической пропагандой в качестве неопровержимого аргумента представления о «поголовном» неверии учёных лишены оснований, и приводил длинный список известных европейских учёных, верующих в Бога и сделавших в науке большие открытия. Несмотря на обозначившийся в европейском обществе (в том числе среди учёных) поворот к агностицизму и атеизму, В.А. Кожевников выступал против использования авторитета науки для борьбы с верой, приводил выдержки из трудов современных учёных, утверждавших, что научные знания не противоречат их вере; считал, что широкая популярность дарвинизма связана, в первую очередь, с антирелигиозными выводами, следующими из этого учения. Хотя В.А. Кожевников и отдавал себе отчёт в том, что «Бог-Отец, Бог-Любовь открывается и познаётся не микроскопом, не телескопом, не спектроскопом, а Божественным Откровением и непосредственным ощущением и восприятием Бога», тем не менее, он сохранял надежду на будущий прочный союз религии и науки. В статье «Религия человекобожия у Фейербаха и Конта» (1913 г.) проблема неверия и атеизма была поставлена В.А. Кожевниковым в тесную связь, с одной стороны, с судьбами европейской философии, начиная от Сократа Платона и Аристотеля вплоть до позитивизма XIX в., с другой – с историческими эпохами и происходившими в них религиозными и культурными изменениями. Рассматривая вопрос о Боге в качестве главного и для философии и опираясь на факт, что именно греко-римская Античность была родиной гуманизма, В.А. Кожевников пытался обосновать существование «человекобожия», или антропоцентризма, не только в античном «гуманистически-натуралистическом жизневоззрении», но и в самой античной философии. В частности, он утверждал, что «переместить в этом жизневоззрении центр тяжести с человеческого на Божеское не удалось даже религиозному гению Платона». Эту задачу решило только христианство, переместив «цель и смысл жизни... из твари в Творца». Однако, по словам В.А. Кожевникова, несмотря на успехи христианства и верность отдельных христиан Богу, большинство людей предпочли любви к Богу любовь к миру, лежащему во зле.

 



 
PR-CY.ru