КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 24

Наряду с этим В.А. Кожевников познакомился с различными программными документами социалистов, с решениями их партийных съездов, с различными интерпретациями социализма – от критического социализма, который должен был объединить то, что невозможно объединить (учения И. Канта и К. Маркса), до христианского социализма, в своей крайней форме выхолащивающего из учения Христа все имеющее отношение к религии и церкви. Пафос статьи В.А. Кожевникова заключался в том, что необходимо обратить внимание на социализм, этот «страшный недуг нашего времени», «величайший из соблазнов» и дать ответ на его притязания. Он писал: «Основное искушение социализма и его опасность в тех соблазнах благами, ради которых он предаёт небесное, Божие, вечное – временному, тленному». По мнению В.А. Кожевникова, дать обоснованный ответ социализму в его нынешнем толковании, в котором отрицание Бога, церкви и религии стало частью учения социализма, способна только религиозная мысль. Он анализировал и критиковал так называемый исторический материализм и учение К. Маркса и Ф. Энгельса о базисе и надстройке, в котором религия ставилась в прямую зависимость от «производственных отношений», утопический характер будущего совершенного строя, который «навсегда» останется таковым, усматривал глубокую внутреннюю связь между материализмом и дарвинизмом, фиктивный характер материалистического понимания материи. В.А. Кожевников считал поверхностными обвинения в адрес религии, что она ничего не сделала для благополучия людей. Он писал: «Христианство не обещало осуществить социалистический идеал земного царства материального блага, не могло обещать, потому что не в нём полагало и полагает высшее благо»; и далее: «Если земное царство не устроено, и мир во зле лежит, виновато в том не христианство, как утверждают социалисты, а неисполнение завета Христова...». В брошюре «Исповедь атеиста» (1915 г.) В.А. Кожевников на основе текста рецензируемой книги французского биолога Феликса Ле Дантека «Атеизм» убедительно показывал поверхностность, а вместе с тем внутреннюю противоречивость убеждений того типа атеизма, который своё неверие воспринимает не как следствие метафизических аргументов в пользу истинности неверия, а как естественное состояние сознания, не нуждающегося в вере. Книга Ф. Ле Дантека (тогда ещё не переведённая на русский язык) привлекла внимание В.А. Кожевникова тем обстоятельством, что автор пытался честно описать внутреннюю жизнь неверующего сознания. Следуя за его рассуждениями, В.А. Кожевников приходит к выводу, что представление о естественном, т.е. чистом, не подкреплённом никакими обоснованиями неверии является самообманом, поскольку вера независимо от того, как её понимать, в качестве религиозной или обыденной, составляет основу сознания. В этой связи В.А. Кожевников вспоминал статью Владимира Сергеевича Соловьёва «Религиозный элемент мысли», в которой тот писал: «...В истину мы верим и её утверждаем прежде всяких определений. Вера в истину представляет собою основание той связи, которая существует между нашими стремлениями и утверждениями. Можно отказаться от этой веры только прекративши само мышление».

 



 
PR-CY.ru