КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 29

Во вступительной части книги говорилось о всё ещё переживающей свой триумф школе сравнительно-исторического изучения религий. В.А. Кожевников, воздавая ей должное, вместе с тем отмечал присущие ей недостатки, неизбежными следствиями которых стали ложные представления о равноценности всех религий. Он писал о всевозрастающем влиянии буддизма на европейский мир и считал одной из своих главных задач «противодействовать... грубо ошибочным представлениям о сходстве буддизма с христианством и о влиянии первого на второе». Исследование В.А. Кожевникова, построенное в соответствии с установкой на сравнительный анализ буддизма и христианства, в первом томе содержало обстоятельное изложение истории священных книг буддизма, их особенностей и состава, а также подробную биографию Будды в различных версиях, легендах и сказаниях. Параллельно с этими материалами приводились для сравнения выдержки из Священного Писания, жизни и личности Будды противопоставлялась жизнь, личность и деяния Иисуса Христа. Во втором томе аскетизм в буддийском понимании сравнивался с христианским аскетизмом; констатировалось, что первоначальный буддизм принципиально обходился без богов, что «буддизм радикально атеистичен не потому, чтобы он отрицал Божественное, Бога и богов, а потому, что, со своей точки зрения на задачу спасения... он вовсе не нуждается ни в богах, ни в Боге, ни даже в божественном начале, отвлечённо и неопределённо мыслимом. Бог живой, единый и личный, в смысле монотеистических религий, ему совсем неизвестен..., богов же пантеистического индуистского пантеона он оставляет в пренебрежительном покое...». В изложении культовых и обрядовых сторон жизни буддийской общины В.А. Кожевников обращал внимание на разительные отличия между христианским и буддийским культом, исповедью в христианстве и «нравственным допросом» в буддизме, характером экстатического состояния в буддизме, которое «за отсутствием Бога... оказывается устремлением в абсолютную пустоту нирваны и тем самым коренным образом отличается от подлинного мистического экстаза, в котором замирание индивидуальности является условием слияния души верующего с величайшей положительною реальностью, с Богом». В учении о добре и добродетели В.А. Кожевников отмечал резкую противоположность, существующую между учением Христа и христианской церкви и воззрениями буддизма; приводит многочисленные выдержки из творений отцов и учителей церкви и пишет, что делание добра в христианской аскетике «выполняется ради Бога, по любви к Богу, а не ради себя или людей или награды, тогда как буддизм..., если рекомендует «дела», то лишь тем, кто ещё жаждет за них выгод, житейских или человеческих, или наград в дальнейших перевоплощениях...».

 



 
PR-CY.ru