КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 23

К концу Средневековья «кризис жизнеустроения», по мнению В.А. Кожевникова, обозначил переход к новой эпохе – Возрождению. Он оценивал возрождение языческого отношения к миру как «бессознательную для большинства попытку «устроиться без Бога», довольствуясь одним человеческим, не стыдясь ничего человеческого, ни даже того, что в нём есть животного и звериного». Начало Нового времени, сравниваемого в статье с серьёзностью философии Р. Декарта, объяснялось В.А. Кожевниковым невозможностью старой эпохи жить постоянно в мире грёз, фантазий и погони за чувственными удовольствиями. Новоевропейскую философию В.А. Кожевников представлял в кратких характеристиках учений Р. Декарта, И. Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Ф.В.Й. фон Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля – того течения в философии, которое он отождествляло с рационализмом, идеализмом и индивидуализмом, не вызывавшими у него симпатий. Характеристики отдельных учений Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля не свидетельствуют о том, что В.А. Кожевников достаточно глубоко их понимал. В частности, исследователям кажется спорной следующая оценка В.А. Кожевниковым всего направления немецкого идеализма: «Здесь теоретически уже было заложено обоснование и оправдание философии человекобожия, а отсюда было недалеко до открытого богоборчества». Недостатки в оценках В.А. Кожевникова общего направления новоевропейской философии и её отдельных учений искупались кратким, но глубоким анализом гуманизма, искусным изложением и убедительной критикой учения Людвига Фейербаха и в особенности учения Огюста Конта о религии. В.А. Кожевников опровергал и высмеивал выдуманную и обречённую на забвение «религию человечества» О. Конта с её карикатурными обрядами, таинствами, псевдоклиром, местами поклонения, календарём и т.д. Из критики религии «человекобожия» В.А. Кожевников делал следующие выводы: «1) эквивалентов религии не существует, не может быть, в силу её полнейшей самобытности; 2) нравственность не исчерпывает сущности религии; она лишь – частью спутник, а частью следствие; религия и шире, и глубже этики; в ней – ответы на проблемы не одного нравственного чувства, но и на недоумения мысли в её неугомонных, мучительных, но и спасительных, облагораживающих поисках смысла жизни; 3) не заменима, наконец, религия и философией; смотря по свойствам своим, философия может колебать или утверждать богопознание, но возместить его она не в силах, уже по одному тому, что религия не только богопознание, богопостижение, но и общение с Богом, жизнь в Боге». Брошюра В.А. Кожевникова «Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности» (1908 г.) была написана в период, когда Россию захлестнула волна пропагандистских изданий социалистического толка, большей частью переведённых с иностранных языков, и некоторого числа работ русских авторов. Редкая осведомлённость В.А. Кожевникова в социализме и глубокая его критика обратили на себя внимание Илариона (Троицкого), который эту брошюру не только часто цитировал, но и рекомендовал к прочтению как наиболее содержательную по данной теме. В.А. Кожевников хорошо знал литературу по социализму известных и малоизвестных авторов – Карла Маркса («К критике политической экономии»), Фридриха Энгельса («Анти-Дюринг»), Карла Каутского, Эдуарда Бернштейна, Августа Бебеля, Поля Лафарга, Иосифа Дицгена и других представителей европейского социализма; он знал работы русских сторонников социализма и марксизма, Георгия Валентиновича Плеханова, Павла Борисовича Аксельрода; упоминал в статье и Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

 



 
PR-CY.ru