КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 10

Таким образом, Аримино-Селевкийский собор, несмотря на многочисленные расколы и споры, был решительной попыткой правительства Констанция II привести церковное большинство по всей империи к единству хотя бы ценой компромиссов и уступок со всех сторон. Тем не менее, единство вновь, как и во всех предыдущих случаях, оказалось призрачным. Запреты Констанция II на обсуждение богословских вопросов не действовали. Продолжали формироваться новые версии вероисповеданий, и появлялись партии их сторонников, которые не контролировали ни Констанций II, ни епископы, и эта ситуация грозила новыми спорами и расколами в недалёком будущем. В течение года или двух после Соборов церковь сохраняла лишь видимость единства и спокойствия. Большинство крупнейших общин восточной части империи (Александрия, Константинополь, Антиохия) продолжали жить в условиях расколов. После смерти Констанция II К. (ноябрь 361 г.) начался новый этап богословской и церковно-политической борьбы. Многолетние усилия Констанция II по установлению церковного единства путём поиска приемлемых вероопределений и консолидации тех или иных партий внутри церкви так и не дали ожидаемых результатов.Обстоятельства церковной жизни изменились в 350 г., после гибели императора Константа и прихода к власти на Западе императора Магна Магненция. Стремясь завоевать поддержку Западной церкви, Магн Магненций счёл необходимым засвидетельствовать Афанасию Великому своё почтение. Посольство, направленное им в Антиохию к Констанцию II, по пути посетило Александрию и было принято Афанасием Великим, хотя и с политической осторожностью. Однако факт этого посольства в дальнейшем дал противникам Афанасия Великого повод обвинить его в государственной измене. Посольство Магна Магненция не имело успеха при дворе Констанция II и привело к разрыву между императорами. В 351–353 гг., во время похода Констанция II против Магна Магненция на Запад, в его окружении появились новые церковные советники из числа ревностных ариан. Исследователи полагают, что в сентябре 351 г. состоялось знакомство Констанция II с епископом Валентом Мурсийским (Паннония), которому сразу же удалось произвести на Констанция II благоприятное впечатление. Епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский (см. ст. Валент и Урсакий) стали основными проводниками нового этапа проарианской политики Констанция II. Осенью 351 г. в Сирмии состоялся Собор, на котором кроме Урсакия и Валента присутствовали некоторые восточные епископы, прибывшие в Паннонию вслед за Констанцием II. Собор низложил епископа Фотина Сирмийского как ученика Маркелла и избрал на его место Герминия, сторонника соглашения с господствовавшей на Востоке проарианской доктриной. Собор издал вероучительное определение, первую Сирмийскую формулу, в которой содержались представления о субординационализме в отношениях между Отцом и Сыном. С принятия Сирмийской формулы, которая была одобрена подавляющим большинством восточных епископов (кроме архиереев Александрийской церкви), начался новый этап наступления противников Никейского вероисповедания в церкви. Будучи одним из главных организаторов этого наступления, Констанций II стремился не только объявить о поддержке им того или иного варианта арианского вероисповедания, но и добиться торжества своих сторонников в церковно-политическом противостоянии.

 



 
PR-CY.ru