КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 8

Этим разделением Констанций II достигал двух целей. Во-первых, так можно было избежать нового витка конфронтации между восточными и западными епископами. Во-вторых, такая форма Собора позволяла сократить государственные расходы на его проведение. Впрочем, Констанций II не хотел допустить бесконтрольных дискуссий, которые, как правило, приводили к новым расколам, и подготовил для соборного обсуждения свой вариант вероисповедания. Для его выработки в Сирмий были вызваны все основные представители различных богословских партий (кроме никейцев). В результате совещаний в резиденции Констанция II в течение весны 359 г. появилось новое изложение, известное как «Датированная вера», или четвёртая Сирмийская формула. Основным автором текста был епископ Марк Арефузский. Формула представляла собой компромисс: ариане-аномеи во главе с епископом Евдоксием отступились от учения о неподобии, омиусиане отказались от положения о подобии Сына Отцу по сущности. Был признан общий термин – «подобен во всём». Впрочем, уже при подписании этого документа 22 мая 359 г. епископ Валент опустил слова «во всём» и лишь потом поставил их по настоятельному требованию Констанция II. Василий Анкирский прибавил своё понимание этих слов: «Во всём... т.е. и в сущности, и в ипостаси...». Тем не менее, с этим исповеданием веры участники совещания направились на Соборы в Селевкию и Аримин. Аримино-Селевкийский собор, как и большинство прежних церковных форумов при Констанции II, не принёс полного успеха императорской политике. Западный Собор в Аримине отверг четвёртую Сирмийскую формулу и подтвердил Никейский Символ веры. Урсакий и Валент, присутствовавшие в Аримине, оказались в меньшинстве и утвердили императорское исповедание, лишь образовав собственное совещание из нескольких десятков сторонников арианства. Каждая из двух частей Ариминского собора послала делегацию к Констанцию II в Константинополь. Урсакий и Валент были приняты Констанцием II, а православную делегацию Констанций II даже отказался слушать и приказал епископам дожидаться в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция) его возвращения из похода на персов. Встретившись с православной делегацией, Урсакий и Валент путём уговоров и угроз убедили епископов поставить свои подписи под вероисповеданием, которое в сокращённом виде повторяло четвёртую Сирмийскую формулу. В нём были опущены слова «во всём» и вместо этого заявлялось, что Сын подобен Отцу согласно Писанию; слово «сущность» впредь запрещалось употреблять. По-видимому, это произошло с согласия Констанция II, хотя и без его прямого давления. После этого православной делегации было позволено вернуться в Аримин, куда прибыли и Урсакий с Валентом, потребовав от прочих участников Собора подписать новое вероопределение. Большинство епископов постепенно поставили подписи; 20 наиболее упорных никейцев во главе с епископами Фивадием Агинским и Серватием Тунгрским после долгих колебаний согласились принять её, если к этому тексту будет приложена анафема на учение Ария. Урсакий и Валент согласились на это. Анафематизмы, составленные Фивадием и Серватием, были добавлены к вероисповеданию. После этого Собор, заседавший семь месяцев (конец мая – декабрь 359 г.), был распущен, а Урсакий и Валент направились к Констанцию II в Константинополь с окончательным вариантом Ариминской формулы.

 



 
PR-CY.ru