КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 6

Ещё до прибытия Афанасия Великого епископ Евсевий отправил послание Римскому епископу Юлию I с изложением всех выдвигаемых против Афанасия Великого обвинений и постановлений Антиохийского собора; просил понтифика признать их. Однако Юлий I решил пересмотреть дело Афанасия и пригласил Евсевия и других восточных епископов прибыть на Собор в Рим. Никто с Востока не откликнулся. Римский собор состоялся осенью 340 г. и объявил, что показаний александрийских пресвитеров, находившихся в Риме, вполне достаточно, чтобы признать возводимые на Афанасия Великого обвинения ложными. Таким образом, оформился раскол между церквами Востока и Запада, главным вопросом в котором первоначально было отношение к Афанасию Великому, но постепенно начали осознаваться и богословские противоречия. С этого времени Афанасий Великий стал абсолютным авторитетом на Западе в области учения о Святой Троице. В 340 гг. обе церковные партии, проникейская на Западе и проарианская на Востоке, укрепляли свои позиции в разных диоцезах империи, находившихся под управлением братьев Констанция II и Константа. Каждая из партий в своей части империи составляла церковное большинство и поэтому пользовалась поддержкой императора. По тем же причинам противоречия между ними первоначально носили ограниченный характер, а полемика развивалась медленно. В 341 г. с одобрения Констанция II для уточнения вероопределения был созван Антиохийский собор. Формальной причиной его созыва стало освящение построенной Великой церкви, главной базилики в Антиохии. Анафематствовав учения Ария, Маркелла Анкирского, Павла Самосатского и Савеллия, Собор выработал три новые догматические формулы. Их основная идея сводилась к стремлению не использовать термин «единосущный» в Символе веры, поскольку его нет в Священном Писании и в восприятии многих восточных христиан того времени он тесно связывался с савеллианством. Вместе с тем Собор утверждал учение о трёх Божественных Ипостасях, неоднократно подчёркивал Божество Сына, Который считался подчинённым Отцу, но также назывался Единородным. Однако Запад отказался принимать нововведения Антиохийского собора, и вскоре возникла идея созыва Вселенского собора, который мог бы окончательно разрешить сложившуюся ситуацию (см. Сардикийский собор). Инициатива созыва Собора, по мнению исследователей, принадлежала западным епископам, но нашла поддержку и на Востоке. Организацию Собора взял на себя император Констант; Констанций II ему содействовал. Соборные заседания не привели к разрешению конфликта; восточные епископы покинули Сердику (Сардику, ныне София) и составили Собор в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария), на котором подтвердили четвёртую Антиохийскую формулу, а также объявили об отлучении папы Римского Юлия I, епископов Осия Кордубского, Протогена Сардикийского, Гауденция и Максимина Треверского за то, что они допустили к общению Маркелла, Афанасия и прочих преступников. После удаления восточных епископов Сардикийский собор ответил подобным осуждением в адрес девяти арианствующих епископов и вновь подтвердил невиновность Афанасия Великого, епископа Маркелла и прочих изгнанных с Востока никейцев. Собор также подтвердил незыблемость Никейского Символа веры, добавив и своё особое исповедание веры, текст которого приводит Феодорит Кирский.

 



 
PR-CY.ru