КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 11

Арианам продолжал стойко сопротивляться союз церквей Рима и Александрии. Поэтому в начале 350 гг. одной из главных целей Констанция II стало стремление разрушить отношения между этими церквами, дискредитировать Афанасия Великого в глазах христиан Запада. Осенью 353 г., после окончательной победы Констанция II над Магном Магненцием, состоялся Арелатский собор. С инициативой созыва Собора к Констанцию II обратился папа Римский Либерий. Констанций II вызвал епископов в Арелат (ныне Арль, Франция), где в это время находилась императорская ставка. Либерий прислал на Собор двух легатов; Констанций II, как полагают исследователи, лично присутствовал на заседаниях. Как победитель узурпатора, он имел возможность диктовать свои условия западному епископату. Поэтому, хотя большинство присутствовавших на Соборе составляли галльские епископы, ранее придерживавшиеся Никейского Символа веры, руководившие Собором Урсакий и Валент с санкции Констанция II добились принятия на Соборе осуждения Афанасия Великого, которого обвиняли и в дисциплинарных нарушениях, и в связях с Магном Магненцием. Отказался подписывать осуждение Афанасия Великого лишь епископ Павлин Тирский, который был немедленно низложен и сослан во Фригию. Вопросы вероисповедания на Соборе не обсуждались. Около 354 г. эти решения были поддержаны новым Собором в Антиохии, где полностью господствовала проарианская партия. Решения Арелатского собора вызвали протест папы Римского Либерия, который рассчитывал на обсуждение именно догматических проблем. Папа осудил поведение своих легатов и потребовал от Констанция II созыва нового, более представительного Собора. Теперь Констанций II мог добиться осуждения Афанасия Великого и на более крупном церковном форуме. Летом 355 г. был созван Собор в Медиолане (см. Медиоланские соборы), в котором, по сообщениям древних историков, участвовали около 300 епископов. На Соборе также в присутствии Констанция II большинство западного епископата во главе с Дионисием Медиоланским попыталось противостоять арианской партии Урсакия и Валета, организовать прение о вере и утвердить Никейский Символ веры. Однако Констанций II выступил перед Собором с обвинениями в адрес Афанасия Великого, участники Собора не могли не считаться с требованием императора и утвердили анафему святителю. Констанцию II удалось убедить Собор в том, что Никейскому Символу веры ничто не угрожает, и дело Афанасия никоим образом не связано с вопросами веры. Трое отказавшихся поддержать Констанция II (Дионисий Медиоланский, Евсевий Верчелльский и папский легат Луцифер Каралисский) были отправлены в ссылку в восточные провинции. Вместо Дионисия на Медиоланскую кафедру был избран арианин Авксентий. Таким образом, все важнейшие кафедры Западной церкви, кроме Римской, оказались в руках ариан, сторонников политики Констанция II. В конце 355 г. были сосланы и последние противники Констанция II на Западе – папа Либерий и епископ Осий Кордубский. Отголоски пропаганды Констанция II против Афанасия Великого, в том числе различных клеветнических обвинений и слухов, распускаемых арианами, сохранились в «Римской истории» Аммиана Марцеллина, который в 355 г. находился в Галлии. «Тогда в Александрии был епископ Афанасий, который считал себя более значительным, чем имел на то право, и совался не в свои дела..., съезд многих епископов... лишил его сана. О нём рассказывали, что, обладая большими познаниями в искусстве предсказаний и разных тонкостях авгурской науки, он несколько раз предсказывал будущее».

 



 
PR-CY.ru