КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 7

Таким образом, вместо разрешения всех накопившихся вопросов и восстановления церковного единства Сардикийский собор лишь усугубил раскол между Восточной и Западной церквами. В 344 г. император Констант, вставший на сторону большинства участников Сардикийского собора, отправил ко двору Констанция II в Антиохию посольство епископов Викентия Капуанского и Евфраты из Колонии Агриппины (ныне Кёльн). Посольство было холодно принято епископом Стефаном I Антиохийским, однако Констанций II был настроен примириться. Посольству удалось добиться права на возвращение бежавших из Александрии клириков. Для рассмотрения вероучительных вопросов Констанций II приказал созвать Собор. Антиохийский собор 344 г. объявил о нескольких важных уступках Западу. Епископ Стефан Антиохийский был низложен, на его место возведён Леонтий. В стремлении разрешить догматические споры Собор принял пятую Антиохийскую формулу («Многострочное изложение» веры). Вместе с тем Собор подтвердил осуждение учения Маркелла Анкирского и его ученика Фотина Сирмийского. «Многострочное изложение» при всей его сдержанности и отсутствии в нём явно арианских формулировок не могло удовлетворить защитников Никейского Символа веры на Западе. В 345–346 гг. император Констант I под влиянием консолидированного мнения западного епископата оказывал давление на Констанция II с тем, чтобы добиться признания Никейского вероисповедания на Востоке или, по крайней мере, уступок в пользу соборного большинства, которое в Сердике осталось за сторонниками Никеи. Констант написал несколько писем Констанцию II, призывая брата позволить ранее изгнанным епископам-никейцам вернуться на свои кафедры. Не добившись согласия, Констант отправил Констанцию II ультимативное письмо, в котором угрожал ему войной. Текст письма Констанция II не сохранился, известен исследователям только по сообщениям церковных историков, но, как полагают исследователи, письмо произвело впечатление на Констанция II и вынудило его согласиться с требованиями Константа ради сохранения союза между императорами. Около 346 г. с разрешения Констанция II Афанасий Великий, Павел I Исповедник и некоторые другие иерархи вернулись на Восток. С этого времени до конца 340 гг. церковная жизнь на Востоке находилась в состоянии оттепели. Не пытаясь оспорить господство проарианского большинства в церкви, Констанций II сделал ряд уступок проникейской церковной партии в вероучительных вопросах. Афанасий Великий прибыл в Александрию 21 октября 346 г. Почти в это же время свои кафедры вновь заняли епископ Маркелл Анкирский и (вероятно) Павел I Исповедник. Положение дел в Восточной церкви вернулось к тому состоянию, в котором находилось после амнистии никейцев 337 г. Селевкийский собор). Он должен был состоять из двух частей: восточным епископам Констанций II предписывал собраться в Селевкии Исаврийской (ныне Силифке, Юго-Восточная Турция), западным – в Аримине (ныне Римини, Италия). После завершения основных заседаний по десять представителей от каждого Собора должны были прибыть к Констанцию II для окончательного согласования постановления.

 



 
PR-CY.ru