КОНСТАНЦИЙ II, Флавий Юлий Констанций - Страница 9

В Селевкии Собор был открыт 27 сентября 359 г. и продолжался всего несколько дней. Он также почти сразу распался на две части. Большинство составили омиусиане во главе с епископами Георгием Лаодикийским, Элевсием Кизическим и Евстафием Севастийским. Вторая группа сплотилась вокруг склонявшегося к аномейству епископа Акакия Кесарийского. Обнародованную на Соборе «Датированную веру» поддержали и омиусиане, и акакиане. При этом акакиане осудили аномейство и заявили, что признают подобие Сына Отцу, хотя и избегают употребления термина «подобный». Тем не менее, омиусиане после споров отлучили от церкви Акакия, Евдоксия Антиохийского, Урания Тирского и ряд их сторонников. Обе партии отправили делегации в Константинополь с жалобами друг на друга. На совещании в Константинополе в присутствии Констанция II представители большинства Селевкийского собора обвинили находившегося здесь же епископа Евдоксия Антиохийского в аномействе и добились его отречения от ереси. Виновником еретического влияния на Евдоксия был объявлен его приближённый диакон Аэций, который также был вызван ко двору Констанция II, уличён в ереси, низложен и сослан. Все участники совещания при Констанции II, в том числе и Евдоксий, произнесли анафему на Аэция и аномеев. Однако Евдоксий пошёл дальше и после осуждения термина «неподобный» как не встречающегося в Священном Писании потребовал осудить на тех же основаниях и термин «подобносущный», основной в богословии омиусиан; последние не смогли на это пойти, и переговоры между партиями вновь зашли в тупик. В это время в Константинополь прибыли Урсакий и Валент с вероисповеданием, принятым в Аримине. Омиусиане вновь были вызваны ко двору, где Констанций II потребовал от них подписать Ариминскую (четвёрту Сирмийскую) формулу. После долгих и ожесточённых споров они вынуждены были уступить, и в ночь на 1 января 360 г. все присутствовавшие при дворе подписали новое вероопределение. В 360 г. в Константинополе состоялся Собор, на котором присутствовало 72 епископа. Здесь восточные епископы торжественно подписали стилистически переработанный греческий вариант Ариминской формулы, где наряду со словом «сущность» впредь запрещалось употреблять и термин «ипостась». Основным следствием Аримино-Селевкийского собора и придворных совещаний в Константинополе было формирование партии омиев, у истоков которой стояли Урсакий и Валент и которой удалось на время объединить все разрозненные элементы антиникейской коалиции. До смерти Констанция II несколько видных деятелей – омиусиан, в том числе епископы Василий Анкирский, Евстафий Севастийский и Македоний Константинопольский, были обвинены в различных церковных преступлениях и изгнаны со своих кафедр. Место Македония в Константинополе в январе 360 г. занял Евдоксий Антиохийский. В Антиохии весной 360 г. епископом был поставлен Мелетий, которого омии считали своим единомышленником. Однако, заняв Антиохийскую кафедру, Мелетий начал проводить антиарианскую политику, что вызвало недовольство омийской партии, и в конце 360 г. он был низложен на Соборе в Антиохии; на его место был избран Евзоий. Низложение Мелетия привело к расколу среди христиан в Антиохии; его сторонники образовали отдельную общину.

 



 
PR-CY.ru