КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 10

Над ракой св. мощей помещён образ «Икона рода Сергиева» (1994 г., иконописец Анна Шульгина, иконописная школа Московской духовной академии), который создан на основе описания изображения, находившегося над гробницей в середине – второй половине XIX в. Преподобный Сергий с кадилом в руке предстоит перед гробом с возлежащими в нём Кириллом и Марией, в изголовье стоят их сыновья Стефан и Пётр, за гробом – святитель Феодор Ростовский, Анна и Екатерина. Архитектурным фоном является изображение Покровского собора обители с образом Божьей Матери в медальоне, держащей в руках омофор. По сторонам храма – Кирилл и Мария; они, исполняя монастырское послушание, звонят в колокола. В Никольском соборе на столпе помещён образ Кирилла и Марии (2008 г., иконописец Е. Осипенко, мастерская «Злата» в городе Покров), выполненный в академической манере: между фигурами святых, молящихся образу Божьей Матери «Знамение», написан вид Хотьковского монастыря. Ещё одним типом иконографии исследователи называют образ Кирилла и Марии по сторонам преподобного Сергия (2005 г., иконописец Аркадий Холопов). В Покровском соборе возле раки находится единственный житийный образ Кирилла и Марии (2008 г., иконописец Е. Комарова, дипломная работа в иконописной школе Московской духовной академии). В среднике Кирилл и Мария представлены в молении Святой Троице. Вокруг расположено 19 клейм: 1. Венчание Кирилла и Марии (священник держит их за руки, связанные платком); 2. Кирилл и Мария «скромно живяху» (Мария прядёт вместе со служанкой, Кирилл стоит рядом); 3. «Святый Кирилл советник был еси князю»; 4. «Святые на всяк день усердно Бога моляху»; 5. «Святые милостыне и страннолюбию прилежаху»; 6. Троекратное возглашение Варфоломея во чреве матери (Мария стоит в изумлении и трепете в окружении жён); 7. «Святые родители о чаде святом радовахуся» (Кирилл и Мария держат на руках младенца Варфоломея); 8. «Егда крестили отроча пророчество о нём услышали» (крещение Варфоломея); 9. «Святому отроку учение не давашеся» (в числе учеников – три сына Кирилла и Марии; Варфоломей в печали); 10. Кирилл отправляет Варфоломея искать жеребят (сыновья Стефан и Пётр за работой); 11. Встреча Варфоломея со старцем-схимником; 12. Варфоломей приводит старца-схимника в дом (Кирилл и Мария принимают схимника и вместе с сыновьями удивляются успехам Варфоломея в учении); 13. Кирилл вместе с посольством князя едет в Орду (Кирилл со спутниками верхом на конях); 14. «Ордынских вельмож подарками умилостивляша»; 15. Переселение из Ростова в Радонеж (Мария с домашними на телеге, Варфоломей на лошади с Кириллом, Стефан идёт за повозкой); 16. Варфоломей испрашивает благословение родителей на «житие иноческое» (Кирилл и Мария изображены в старческом возрасте); 17. Кирилл и Мария принимают постриг в Хотьковском монастыре; 18. «Святые скончали дни свои в монастыре Покрова иже в Хотьково» (послушание Кирилла и Марии на монастырской звоннице); 19. Преставление Кирилла и Марии (священник служит литию перед гробом святых, к которому склоняются их сыновья). Состав клейм и сопроводительные надписи взяты, в основном, из текста Жития преподобного Сергия, составленного преподобным Епифанием Премудрым. В последних трёх клеймах Кирилл и Мария облачены в монашеские одежды, в остальных – в боярские. Стиль исполнения образа ориентирован на житийные иконы письма Дионисия. Созданные после прославления иконы преподобных (иногда в руке Кирилла свиток) хранятся также в Варницком монастыре, в Троице-Сергиевой лавре. Кирилл и Мария изображаются в группе Радонежских чудотворцев на современных иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1997 г., иконописец Наталья Евгеньевна Алдошина, церковь святителя Николая в Клённиках в Москве, и др.).



 
PR-CY.ru