КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 8

Сохранившиеся иконы из собраний музея Андрея Рублёва, Государственного Эрмитажа, Исторического музея, Рыбинского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника (со штампом Троице-Сергиевой лавры и с указанием цены на обороте), Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, частных собраний исследователи датируют в пределах второй половины XIX – начала XX вв. Действие представлено на фоне пейзажа с видом Хотьковского монастыря или интерьера с колонной; в верхней части изображалась икона Покрова Пресвятой Богородицы, поддерживаемая ангелами, или Нерукотворный образ Спасителя. В 2008 г. редкая икона большого размера (вторая половины XIX в., 108х72 см) была передана из Толгского монастыря в Хотьковский (находится на хорах Никольского собора обители). На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе конца XIX в. (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник) преподобный Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны архангел Михаил, мученик Косма, святитель Антипа Пергамский, апостол Марк, мученик Дамиан, великомученик Пантелеимон. На одной из икон, с мучеником Тимофеем на поле (конец XIX – начало XX вв., частное собрание), монашеское имя Марии подписано как «Ефросiнi». Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых исследователи считают икону середины – второй половины XIX в. (Тверская областная картинная галерея): в левой части композиции написаны святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские, причём стоящий справа преподобный Сергий обращён к ним, а не к гробам Кирилла и Марии под Казанским образом Божьей Матери. В произведениях прикладного искусства изображение преподобного Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сергиевопосадской резьбы и ростовских эмалей. Прежде всего, этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне город Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нём в монастырских документах относится к 1830 г. (Российский государственный архив древних актов), но резные иконы такого извода этого времени исследователям неизвестны. На овальной иконке середины XIX в. (частное собрание) и в среднике трёхстворчатого складня 1860 гг. (Исторический музей) иконография не отличается, по мнению исследователей, от изводов произведений, созданных в последней четверти XIX – начале ХХ вв. (например, два образка и средник складня, музей Андрея Рублёва). В среднике одного из трёхстворчатых складней 1860 гг. (музей истории религии) написаны имена святых («Пр. Ма», «Пр. Ки»). Иногда руки Кирилла и Марии вытянуты вдоль туловища и, прикрытые покрывалом, не видны (круглая икона конца XIX в. и средник складня второй половины XIX в., музей Андрея Рублёва). Судя по плоскостной резьбе, исследователи сделали вывод, что изображены не тела усопших, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и покрывавшие их ткани; интерьер храма обозначен массивным столбом, размещённым в центре композиции.

 



 
PR-CY.ru