КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 5

Чудесное воздержание младенца показано также на житийных иконах с 14 клеймами начала XVII в. из Музея икон в Рекклингхаузене и с 24 клеймами первой половины XVII в. из придела преподобного Сергия Радонежского церкви Святой Троицы череповецкого Воскресенского монастыря (Череповецкое музейное объединение). Житийный цикл из 22 клейм на иконе первой половины XVII в. (средник – третья четверть XVII в., Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве) начинается с изображения чуда преподобного Сергия до его рождения – троекратного возглашения младенца в утробе матери во время литургии. На этой иконе Кирилл и Мария в большинстве клейм написаны с нимбами. На московской иконе с 20 клеймами середины XVII в. (собрание Константина Воронина) добавлен сюжет «Обучение Варфоломея грамоте»: Кирилл и Мария одеты одинаково – в зелёные туники и красные плащи. На иконе с 36 клеймами начала XVIII в. (собрание Александра Давидовича Липницкого) в сцене переселения в Радонеж Кирилл и Мария изображены верхом на конях. В состав клейм введён новый сюжет – преставление Кирилла (без Марии) с традиционной композицией погребения преподобных: в центре стоит гроб с телом Кирилла в монашеской одежде, вокруг – родственники и близкие. Исследователи отмечают, что в Новое время житийные циклы преподобного Сергия отличаются разнообразием. Например, верхний ряд клейм иконы конца XVIII в. из церкви Георгия Победоносца в урочище Старый Георгий Галичского района Костромской области (Церковный историко-археологический музей Костромской епархии) начинается с композиции, представляющей чудо троекратного возглашения младенца на литургии в утробе Марии, изображённой (как и Кирилл) в некоторых сюжетах с нимбом. В пятом клейме рассказано о том, как Варфоломей после смерти родителей (написан в гробу только Кирилл) раздал своё имение нищим. Как святые, с нимбами (в мирской одежде), Кирилл и Мария изображались и на старообрядческих иконах, например, в сюжете «Приведение святого для обучения грамоте» на ветковском образе преподобного Сергия с 12 клеймами Жития первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва). Редчайшим исследователи считают комплекс краснофонных икон конца XVIII в. с отдельными композициями из Жития преподобного Сергия, которые первоначально составляли, как полагают исследователи, праздничный ряд иконостаса (на оборотах надписи: «Алтарь Сергиевского придела»; находятся в Покровском соборе при Рогожском кладбище в Москве). Так, одна из них иллюстрирует чудо преподобного Сергия прежде его рождения, причём рядом с Марией в храме изображён Кирилл. В Лицевом летописном своде 1570 гг. в начале «Повести о преподобном Сергии» несколько миниатюр посвящено разорению ростовских бояр и переселению Кирилла с семьёй в Радонеж (второй Остермановский том – Библиотека Академии Наук). Кирилл и Мария в боярских одеждах изображены также беседующими с Варфоломеем о выборе монашеского пути. Завершает ряд композиция погребения преподобных: священник с кадилом в руке совершает перед гробами панихиду, а Варфоломей молится, заказывает поминовение и раздаёт милостыню.

 



 
PR-CY.ru