КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 7

Согласно архивным документам, в разработке иконографии и написании икон, скорее всего, участвовали лаврские мастера. В одном из рапортов живописца Игнатия Басова сообщается о создании им в 1795–1796 гг. икон и рисунков для произведений, выполнявшихся в лавре и для Хотьковского монастыря (Российский государственный архив древних актов). В книге описи монастырского и церковного имущества Покровского монастыря за 1821 г. среди икон, находившихся в Покровском соборе, указан «образ малой Преподобного Сергия с родителями, венчик вызолочен, риза и поля чеканные серебреные» (Российский государственный архив древних актов). К 1854 г. исследователи относят сведения о создании иеромонахом Симеоном, руководителем лаврской иконописной мастерской, иконы «Преподобный Сергий перед гробницей родителей» небольшого размера для Варницкого Троицкого монастыря по заказу одного из благодетелей этой обители. Иконографические особенности этих произведений (по мнению исследователей, утраченных) неизвестны. Вместе с тем в Троице-Сергиевой лавре в конце 1850 гг. создавались рисунки и печатались литографированные иконы с таким сюжетом. Поскольку образцы выполняли мастера иконописной мастерской, то литографии в определённой мере повторяют иконы. К 1858 г. исследователи относят рисунок карандашом (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник), сделанный лаврским иконописцем Иваном Сергеевичем Болдыревым: преподобный Сергий представлен стоящим слева на облаках с кадилом в руке перед накрытой покровом гробницей Кирилла и Марии, изображённых с нимбами; за ними – два храма Покровского монастыря без детализации пространства, а в небе – два парящих ангела с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. Этот образец использовался и на иконах-образках малых размеров, и на литографированных картинах серии «Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского». На тоновой литографии 1865 г. (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник) вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. К концу 1860 гг. облака перестали изображать, и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник) композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до конца XIX в., варьируясь в деталях – например, на тоновой литографии 1882 г. Ивана Ивановича Старченкова (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник) пейзажный фон приобрёл условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Многие литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением. Традиционные иконы этого извода, предназначавшиеся, в основном, для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковском монастыре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губернии (Мстёра, Холуй).

 



 
PR-CY.ru