КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 4

Одеяния святых, их позы и жесты немного варьируются: например, на иконе письма Феодосия на голове Марии белый плат. Здесь и в первом клейме образа преподобного Сергия с 12 клеймами Жития первой трети XVI в. она изображена с нимбом. Рождество, крещение, воздержание (отказ от молока матери) святого, приведение его к епископу Ростовскому Прохору и встреча старца-монаха с родителями были представлены в росписи домовой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского в новгородском Детинце (между 1459 и 1463 гг.). На иконах первой половины – середины XVI в. из церкви преподобного Сергия Радонежского Борисоглебского на Устье монастыря (музей-заповедник «Ростовский кремль») и второй четверти – середины XVII в. (в окладе XVII в.; из собрания Глеба Александровича Покровского, музей Андрея Рублёва) сцены «Рождество Варфоломея» и «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей» решены традиционно. На иконе с 12 клеймами XVI в. из собрания Николая Петровича Лихачёва (Русский музей) есть только композиция рождества (Мария в тёмном сине-зелёном плаще), а на иконе с 16 клеймами второй половины XVII в. из Троицкого собора Варницкого монастыря под Ростовом (музей-заповедник «Ростовский кремль») – композиции рождества и крещения. Имена родителей преподобного Сергия в клеймах подписывались редко. В XVII в., после распространения новой редакции Жития преподобного Сергия, составленной Симоном (Азарьиным), появились иконы с расширенным количеством сюжетов. К ним исследователи относят, например, поволжскую икону с 30 клеймами конца XVII в. (музей Андрея Рублёва). Кирилл и Мария изображены в четырёх клеймах верхнего ряда: «Рождество Варфоломея» (Мария на одре, Кирилл восседает в арочном проёме), «Крещение Варфоломея», «Приведение старца-монаха в дом родителей» и «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж». В изображении крещения пресвитер Михаил с младенцем на руках предрекает его великое будущее родителям, стоящим по другую сторону купели. Кирилл в боярской одежде, держит в руках белый плат для принятия младенца после совершения таинства. Мария в красном плаще и белом головном уборе. В клейме со старцем-монахом родители выходят ему навстречу в таких же одеждах, причём изображены дважды – и стоящими, и коленопреклонёнными, что исследователи считают характерным для иконописи этого времени. В композиции «Переселение семьи Варфоломея из Ростова в Радонеж» Кирилл и Мария с тремя сыновьями и со слугами направляются к воротам города. Одной из наиболее полных по количеству сюжетов, связанных с Кириллом и Марией, исследователи считают икону преподобного Сергия Радонежского с 24 клеймами Жития и сюжетами Сказания о Мамаевом побоище конца XVI – начала XVII вв. с дополнениями около 1680 г. и после 1684 г. (происходит из церкви Святой Троицы в Ярославле, Ярославский художественный музей). Так, здесь проиллюстрирован редкий сюжет – отказ Варфоломея в постные дни от молока матери. За столом напротив друг друга сидят Кирилл и Мария, младенец на руках у матери отворачивается от груди. В сцене крещения в отличие от других изображений младенца держит Мария.

 



 
PR-CY.ru