КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 9

В более подробной редакции извода добавлялись образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом, аналой с раскрытой книгой и подсвечник со свечой (средник складня, музей Андрея Рублёва). При изготовлении ростовских эмалевых образков использовались обе иконографические редакции, краткая и подробная, и те же детали. Если на резных иконах действие представлено в интерьере храма, то на эмалях аналогичная сцена может быть размещена на фоне условного пейзажа с видом Хотьковского монастыря; в облачном сегменте – голубь, символ Святого Духа (исследователи полагают, что использовалась литография И.И. Старченкова; например, эмалевый образ второй половины XIX в., музей Андрея Рублёва). Если действие происходит внутри церкви, в верхней части иногда писали велум (вторая половина XIX в., музей Андрея Рублёва). Образцами резчикам и художникам-эмальерам, как правило, служили печатные листы. На рубеже XIX и XX вв. изготавливались и небольшие «расхожие» иконки, отпечатанные на жести (частное собрание). Иногда этот сюжет вводился и в монументальные росписи храмов, например, в нижнем приделе во имя Николая Чудотворца церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Скнятинове Ростовского района Ярославской области (конец XVIII – начало XIX вв. с последующими поновлениями и дописями, к которым исследователи относят и данную композицию). Остаётся уникальным по иконографии образ «Преподобные Сергий, Кирилл и Мария Радонежские» конца XIX в. (собрание Виктора Федотова, Москва), которое исследователи считают стилистически произведением одной из иконописных слобод Владимирской губернии (вероятно, Холуя, который длительное время был вотчиной Троице-Сергиевой лавры). Родители в схимнических куколях (у Кирилла узкая и раздвоенная на конце борода) обращены в молении к стоящему в центре преподобному Сергию. До причисления Кирилла и Марии к лику святых были написаны их ростовые прямоличные образы при входе в Троице-Сергиеву лавру, на св. воротах. Изображения родителей преподобного Сергия, исполненные в академической манере, появились здесь, по мнению исследователей, в конце 1940 гг., после открытия лавры. Они были переданы в Хотьковский монастырь и находятся в западном притворе Никольского собора. В настоящее время на воротах лавры помещены работы иконописца архимандрита Зинона (Теодора), созданные в 1980–1982 гг. (прописаны в 1990 гг.). Преподобные облачены в схиму, на голове куколи (у Кирилла – островерхий, у Марии – округлый). Между 1950 и 1952 гг. монахиней Иулианией (Соколовой) была выполнена копия житийной иконы преподобного Сергия из Троицкого собора (находится возле раки с мощами святого). Новый этап в развитии иконографии Кирилла и Марии начался после их прославления в 1992 г. и открытия Хотьковского монастыря. На современных иконах святые изображаются в монашеских одеждах, на головах куколи. В 1992 г. на раку мощей Кирилла и Марии иконописцем Т.Н. Горячкиной была написана золотофонная икона. В местном ряду иконостаса Покровского собора Хотьковского монастыря находится икона преподобных в молении образу Божьей Матери «Знамение» (1994 г., иконописец Анна Владимировна Зданович, дипломная работа в иконописной школе Московской духовной академии).

 



 
PR-CY.ru