КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 3

Имена Кирилла и Марии отсутствуют в составленном архиепископом Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903 г.). Кирилл и Мария были канонизированы на архиерейском Соборе 31 марта – 5 апреля 1992 г. Их имена вошли в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиепископа Никодима (Ротова), и в Собор Радонежских святых, память включённых в него святых отмечается с 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Существуют молитва, тропарь, кондак и величание Кирилла и Марии. Наиболее ранние изображения Кирилла и Марии исследователи встречают на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, прежде всего, на иконе с 19 клеймами из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (по мнению исследователей, является произведением Дионисия 1480–1490 гг.). В клейме «Рождество Варфоломея», соответствующем подобным композициям, Мария изображена в красном плаще возлежащей на ложе. Образы Кирилла и Марии представлены также в третьем клейме верхнего ряда «Варфоломей приводит старца-монаха в дом родителей». Композиция безупречно выстроена на фоне здания с полуциркульным сводом: Кирилл и Мария, показанные средовеками, обращены в полупоклоне навстречу пришедшему. Кирилл изображён в зелёной одежде с округлой, не очень длинной русой бородой, руки протянуты к старцу; за ним – Мария в такой же красной одежде, как и в клейме «Рождество Варфоломея». Эти клейма достаточно точно воспроизводятся на других житийных иконах преподобного Сергия, написанных в Москве на основе Жития авторства Пахомия Логофета: конца XV в. из Успенского собора Московского Кремля (музеи Московского Кремля), первой трети XVI в. из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Чудова монастыря (музеи Московского Кремля), около 1510 г. (работа сына Дионисия Феодосия) из Успенского собора Дмитрова (музей Андрея Рублёва; всего 17 клейм, нет изображения посещения старцем дома родителей), начала XVI в. из надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник; всего 18 клейм), первой половины XVI в. с поновлениями XVIII–XIX вв. из собора Зачатия Пресвятой Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове (Третьяковская галерея), середины XVI в. из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве (Третьяковская галерея), последней четверти XVI в. из церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиевой лавры (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник), 1586 г. из Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (вклад Дмитрия Ивановича Годунова; Церковный историко-археологический музей Костромской епархии). По основному составу клейм к этой группе исследователи относят и две иконы работы монаха Евстафия (Головкина) – 1591 г. и конца XVI в. (Сергиево-Посадский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский историко-художественный музей-заповедник; всего 20 клейм).

 



 
PR-CY.ru