КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 2

Исследователи полагают, что именно этот голод стал решающей причиной, которая подтолкнула семью Кирилла и его родственников к переселению из Ростова в Радонеж в Московском княжестве. Епифаний Премудрый отмечает, что материальное положение Кирилла и Марии, как и многих ростовчан, особенно ухудшилось вследствие монголо-татарских набегов на Северо-Восточную Русь зимой 1327/1328 гг. («Федорчукова», «Туралыкова» рати), после которых ярлык на Владимирское великое княжение в Орде получил Московский князь Иван I Данилович Калита. Новый великий князь стал энергично собирать на русских землях предназначавшиеся для хана Узбека недоимки, вследствие чего у правителей Ростовского княжества фактически были отняты «власть, и княжение, и имение, и честь, и слава, и вся проча потягну к Москве». Перед московскими наместниками в Ростове Василием Кочевой и Миной и их сборщиками налогов и недоимок беззащитными оказались служившие ростовским князьям люди, включая бояр. Переселенцы из Ростова получили в Радонеже от великокняжеского наместника Терентия Ртище налоговые льготы на несколько лет. Радонежский двор Кирилла и Марии находился недалеко от церкви Рождества Христова, за пределами Радонежского городища (по мнению Сергея Заремовича Чернова, усадьба могла располагаться в урочище Белые Боги, к северо-востоку от Радонежа, вблизи дороги из Москвы в Переяславль.) В Радонеже Стефан и Пётр женились. Кирилл и Мария продолжали жить скромно, пребывая «в старости, и в скудости, и в болести». Некому было позаботиться о них и им «послужити», кроме Варфоломея («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 3; том 18; том 23; том 24; том 25). Неженатый сын, мечтавший о монашестве, жил вместе с родителями. Вскоре Кирилл и Мария решили принять постриг. Кирилл, по мнению исследователей, принял монашество в Хотьковском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре, место пострижения Марии исследователям неясно. В историографии XIX – начала XX вв. иногда встречается утверждение, что Кирилл и Мария были основателями Хотьковского монастыря, однако исследователи считают эту точку зрения ошибочной. Вслед за родителями захотел принять монашество Варфоломей, но Кирилл и Мария упросили его, чтобы он «послужил» им «до гроба». Сын исполнил их волю, «и тако пребысть неколико время, служа и угаждаа родителема своима всею душою и чистою съвестию». Кирилл и Мария скончались, «мало поживша лет в черньчестве» («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 3; том 18; том 23; том 24; том 25). Варфоломей похоронил их в Хотьковском монастыре, мощи Кирилла и Марии почивают под спудом в монастырском Покровском соборе. В Хотьковском монастыре существовало почитание родителей преподобного Сергия. В 1770–1771, 1848 и 1871 гг. по молитвам насельниц монастыря (в первой половине XVI в. стал женским) к Божьей Матери и к Кириллу и Марии обитель не затронула эпидемия холеры. Местное духовенство зафиксировало случаи исцеления от болезней по молитвам к родителям преподобного Сергия. В XVIII – начале XX вв. через Хотьковский монастырь проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву лавру, по существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям преподобного Сергия.

 



 
PR-CY.ru