КИРИЛЛ и МАРИЯ - Страница 6

Обширный цикл миниатюр с изображениями Кирилла и Марии содержится в лицевых рукописях Жития преподобного Сергия Радонежского: в троицком списке 1580 – начала 1590 гг. (Российская государственная библиотека) и в его копии конца XVII в., сохранившейся в составе библиотеки императора Петра I (Библиотека Академии Наук). Здесь проиллюстрированы дела благочестия Кирилла и Марии, чудо возглашения младенца в церкви до его рождения (в нескольких клеймах), рождение Варфоломея, воздержание его от молока матери, обучение грамоте, духовные добродетели и др. Подробно рассказано о чудесной встрече отрока со старцем-монахом (в виде ангела) и о его пребывании в доме Кирилла и Марии, о переселении семьи из Ростова. Святые изображены в мирской одежде (цвета варьируются, Мария в белом плате, у Кирилла борода средней величины, более узкая и раздвоенная на конце), нередко с нимбами, над которыми написаны имена. Последняя композиция посвящена постригу святых в монашество и погребению: сцены с Кириллом и Марией представлены отдельно, на фоне разных храмов. Наиболее распространённым иконографическим изводом с образами Кирилла и Марии, которые появились до их канонизации, исследователи считают композицию «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей», связанную с их местным почитанием в Хотьковском Покровском монастыре. Преподобный Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображён слева или реже справа перед двумя гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; Кирилл и Мария облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты. Они написаны с нимбами; в надписях, как правило, именуются преподобными. Композиция отчасти восходит к миниатюре из Лицевого летописного свода, но там святой представлен юношей в мирской одежде, а здесь – седобородым старцем в мантии и епитрахили. В клейме гравированной житийной иконы мастера И.Т. Шелковникова, напечатанной в 1808 г. (Российская государственная библиотека), сцена под названием «Панихида по родителям преподобного Сергия» воспроизведена так же, как на миниатюрах из рукописей, но с большим числом персонажей. Создание первых икон, скорее всего, по мнению исследователей, относится к 1790 гг. и связано с 400-летним юбилеем преставления преподобного Сергия. В это время в лавре писали большое количество образов разной иконографии, посвящённых её основателю. В Покровском соборе Хотьковского монастыря в середине XIX в. хранилась икона Божьей Матери «Знамение» «во весь рост старинного письма», на которой внизу была изображена гробница Кирилла и Марии и по сторонам от неё их дети – Варфоломей, Пётр и Стефан с жёнами. Одним из ранних образцов исследователи считают прорись с иконы XVIII – первой половины XIX в. (Русский музей) с подписью имён: «Кирилъ» и «Марiа» (изображены с нимбами); в облачном сегменте над монастырскими храмами – образ Святой Троицы. Распространению этой иконографии способствовали молебны преподобному Сергию и панихиды по его родителям, которые служились в Хотьковском монастыре во время эпидемии холеры в 1840 гг. Чудотворную ростовую икону преподобного Сергия, написанную на гробовой доске, ставили напротив мощей Кирилла и Марии так, будто, по словам современника, сам преподобный служил панихиду.

 



 
PR-CY.ru