КОМЕНСКИЙ Ян Амос - Страница 8

Важными элементами учения Я.А. Коменского о пансофии исследователи называют понятия единичного и целостного, гармонично образующие единый комплекс; наиболее полно он выражен в христианском учении о Святой Троице. Вместо дихотомического принципа мышления, который характерен, например, для Рене Декарта с его различием res extensa и res cogitans, Я.А. Коменский, по мнению Эрвина Шаделя, стремится связать воедино космологию, психологию и теологию, т.е. природу, человека и Бога, определяя три измерения пансофического мышления фразой: «Поскольку пансоф не раздирается на части авторитетами, он обращает внимание только на себя, вещи и на Бога». Почитатели Я.А. Коменского разделились на две партии: одна (шведско-германская) видела в нём автора дидактических сочинений и не признавала его пансофии; другая же (англо-венгерская) оценивала его роль, прежде всего, как создателя новой философской системы. Это противостояние не только положило начало традиционному разделению работ Я.А. Коменского на дидактические и пансофические при единстве их целей и глубокой внутренней взаимосвязи, но и сказалось на судьбе его сочинений. Английский меценат Сэмюэль Гартлиб обратился к Я.А. Коменскому с письмом, в котором просил прислать ему план написания пансофии. Я.А. Коменский составил план и выслал его в Лондон. Сэмюэлю Гартлибу понравился замысел пансофии, и он совместно с Джоном Дьюри без ведома автора издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием «Введение к опытам Коменского». Через два года книга была напечатана под названием «Предвестник всеобщей мудрости» («Pansophiae prodromus»; английский перевод 1639 г., русский перевод 1939 г.). Эта работа Я.А. Коменского получила широкий резонанс в Англии и других странах Европы. 29 ноября 1640 г. на заседании английского парламента Я.А. Коменского назвали человеком, «заложившим фундамент для построения здания человеческой и божественной правды, весьма полезный всему роду человеческому для понимания всех вещей»; было принято решение об организации коллегии наук для обобщения достижений из различных областей науки и знания. Для помощи в создании коллегии и разработки реформы английского образования Сэмюэль Гартлиб пригласил Я.А. Коменского в Лондон. Я.А. Коменский прибыл в Англию в 1641 г. и был встречен с большим энтузиазмом. Он активно занялся проектом реформы образования, продолжая работать над развитием идей пансофии. Однако обстановка в охваченной гражданской войной Англии становилась всё более неблагоприятной, и в 1642 г. Я.А. Коменский по приглашению мецената Луи де Гера отправился в Швецию, где сблизился с канцлером Акселем Оксеншерной, который уговорил его прервать дальнейшую работу над «Пансофией» и вернуться к вопросам методики преподавания латинского языка. За этим последовал переезд в находившийся тогда в шведских владениях город Эльбинг (ныне Эльблонг, Польша). В 1646 г. Я.А. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета ещё не законченные дидактико-методические труды – «Преддверие латинского языка» («Vestibulum latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae»), а также «Новейший метод преподавания языков» («Linguarum methodus novissima», 1649 г.), в котором излагалась методика преподавания латинского языка, построенная на индуктивном методе: сначала – пример, затем – правило; предмет и параллельно слово, т.е. осмысленное усвоение предмета, а не его механическое заучивание.

 



 
PR-CY.ru