КОМЕНСКИЙ Ян Амос - Страница 3

Между тем в Богемском королевстве разгорался острейший религиозный и политический конфликт, который дал толчок началу кровопролитной Тридцатилетней войны в Европе. Весной 1618 г. чешские протестанты всех сословий подняли в Праге восстание против владевших их страной австрийских Габсбургов. В 1620 г. после поражения повстанцев в битве у Белой горы под Прагой, нанесённого им войсками Фердинанда II, восстание было жестоко подавлено. Начались преследования протестантов, на Я.А. Коменского был выписан ордер об аресте, и он был вынужден покинуть Моравию, найдя приют в чешских владениях своего давнего покровителя Карела из Жеротина близ городка Брандис-над-Орлици. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом ЯА. Коменского вместе с библиотекой, в которой хранилось много ценных рукописей, а в 1622 г. умерли от чумы его жена и два сына. ЯА. Коменский нашёл утешение в вере и литературном труде. В 1623 г. закончил первый вариант сочинения «Лабиринт света и Рай сердца» и начал подписывать свои труды сначала по-чешски Komenský, а затем на латыни – Comenius. В 1624 г. Я.А. Коменский познакомился с дочерью епископа чешских братьев Яна Кирилла, Марией Доротеей Кирилловой, и в сентябре того же года женился на ней. Весной 1625 г. Я.А. Коменского послали в Польшу для выяснения, возможно ли чешским братьям получить убежище в этой стране. Летом 1626 г. ЯА. Коменский с женой и тестем переехал в Северо-Восточную Богемию и поселился в замке чешского помещика Иржи Садовского, в Била-Тршемешне. Императорские эдикты 1624 и 1627 гг., в соответствии с которыми всем чешским протестантам было под страхом смертной казни предписано перейти в католицизм или покинуть страну (первый указ касался дворян, второй – всех остальных сословий), сделали невозможным дальнейшее пребывание Я.А. Коменского на родине. В 1628 г. Я.А. Коменский с женой и новорождённым сыном (как и другие 30 тыс. семей протестантов) эмигрировал в Польшу. 13 лет он вместе с другими членами братской общины жил в польском городке Лешно и преподавал в братской школе. Анализируя собственный педагогический опыт, Я.А. Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь путём совершенствования системы воспитания и образования. Роль образования состоит в содействии гармоничному развитию человека и совершенствовании общества. Обучение, по его мнению, не сводится только к пользе конкретного человека, оно должно служить всему обществу. Так, в трактате «О развитии природных дарований» Я.А. Коменский писал: «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там всё идёт, как часы… У варваров же всё похоже на развязанный сноп или песок без цемента». Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике», созданной на чешском языке (1628–1630 гг., опубликовано в 1849 г.). В 1631–1632 гг. Я.А. Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви, или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Богемии; он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. До конца Я.А. Коменский завершил лишь «Информаторий материнской школы», став, таким образом, создателем первой теории дошкольного воспитания. Впоследствии неоднократно перерабатывавшаяся «Дидактика» получила известность как «Великая дидактика» («Didactica magna»).

 



 
PR-CY.ru